Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЭТОС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭТОС

ЭТОС (греч. ήοος - нрав, характер, местопребывание) - многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. У древних греков понятие "этос" имело широкий спектр значений: привычка, обычай, душевный склад, характер человека, т. е. то, что отлично от природы человека. Слово "этос" лежит в основе слова "этика" (4 в. до н. э.). В 19 в. от него было образовано слово "этология" для обозначения "науки о характере" (Дж. С. Милль), "науки о поведении животных" (Ж. Сент-Илер) или "науки о психологии народов" (В. Вундт); в наше время оно иногда используется для выделения т. н. моральной этнографии.

Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Согласно М. Веберу, понятие "хозяйственный этос" не только означает совокупность правил житейского поведения, практическую мудрость, но и позволяет предложить расширенное понимание морали: объективированной, воплощенной в укладе, строе жизни, мироощущении людей. Подобное понимание открывало путь к исследованию профессиональной морали - политической, предпринимательской, врачебной и т. д. М. Шелер этим понятием обозначал структуру витальных потребностей и влечений новых поколений людей, что отличает их ментальность от типов чувствования и общения, присущих предшествующим поколениям. Р. Мертон применил понятие этоса в рамках социологии науки, обозначая набор согласованных норм, некий социальный код, эмоционально воспринимаемый комплекс институционально одобренных и защищаемых правил, предписаний, суждений, довлеющих над "научным братством". В более поздних работах разных авторов вводятся представления о "субэтосе", "этосе" как виде консенсуса (противостоящего диссенсусу), разных видах этоса ("коллегиальном", "дисциплинарном"), также об этосе философствования, образования и воспитания или о либеральном и консервативном этосе, об этосе революции, об этососфере, этосологии и т. д.

По определению М. Оссовской, этос - это стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентация ее культуры, принятая в ней иерархия ценностей; в этом смысле этос выходит за пределы морали. Согласно Е.Анчел, этос, в отличие от морали, концентрирует в себе такие нравственные начала, которые не проявляются в повседневной жизни и указывают на потребность человека в надэмпирическом нравственном порядке.

Современное понятие "этос" позволяет достаточно четко отличать феномен этоса от нравов: это понятие адекватно для обозначения промежуточного уровня между пестрыми нравами - и собственно моралью, между сущим и должным. В то же время современное понятие "этос" помогает провести демаркационную линию между этосным как реально-должным, выходящим за полюсы притяжения хаотического состояния нравов, и строгим порядком идеально-должного, сферой собственно морального. Для проведения такого рода отличий имеет смысл использовать и однопорядковое с "этосом" понятие "хабитус" (греч. ήαβιτυς- обычай); оно позволяет отличать условную "мораль по обычаю" (с ее реально-должным) от безусловной морали как формализованного и идеализованного должного. Термин "хабитус" позволяет лучше понять парадокс поведенческой стратегии, когда поступки могут приводить к цели, не будучи сознательно направленными к ней: хабитус - это своего рода необходимость, ставшая добродетелью (Бурдье). Благодаря такому подходу к пониманию функционирования морали более рельефно выявляется ее свойство быть не просто инструментом осуществления социальной необходимости, но и независимой переменной процесса очеловечивания самого социума, гуманизирующей всю ткань общественной жизни.

Понятие "этос" позволяет выделить нормативно-ценностную составляющую в сословно или профессионально локализованных социокультурных практиках. В этом смысле можно говорить, напр., о рыцарском или монашеском этосе Средневековья или о множестве профессиональных этосов Нового и Новейшего времени. При этом соответствующие этосы связываются (но не отождествляются) с привычными представлениями о профессиональной морали.

Лит.: Оссовжая М. Рыцарь и буржуа. М., 1987; Ефимов В. Т. Этосология как учение о нравах и нравственности. М., 1992; Анчел Е. Этос и история. М., 1988; Бурдье П. Начала. М., 1994, с. 23-25.

В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов

В начало энциклопедии