Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЭМПЕДОКЛ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭМПЕДОКЛ

ЭМПЕДОКЛ (Εμπεδοκλής) из Акраганта(ок 490-ок 430 до н э ) - древнегреческий философ По контрасту с Анаксагором (уединенная жизнь ученого, просветительский конфликт с религией) античная биографическая традиция рисует его оратором и государственным деятелем (вождь демократической партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время - врачом и чудотворцем шаманско-знахарского типа Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфикопифагорейского учения о душе в поэмах Эмпедокла находится в полном соответствии с этим образом Основные его сочинения - две гексаметрические поэмы (высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида) "О природе" и "Очищения" (сохранилось ок 1/10 стихов)

Натурфилософия Эмпедокла - синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорейского учения о пропорции 4 традиционные стихии ионийской физики - огонь, воздух, вода и земля получили статус элементов (Эмпедокл называл их "корнями всех вещей"), т е несводимых, самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций, органические вещества образуются из их сочетания в определенной пропорции Эмпедокл принял тезис Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бытия в небытие "рождение" и "гибель" - лишь неправильно употребляемые имена, за которыми стоит чисто механистическое "соединение" и "разъединение" элементов Т к для обозначения элементов используется мифологический код Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида (вода), Гера (земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и персонифицируется как "любовь" и "вражда", или "ненависть" Космогония Эмпедокла, примыкая к традиции Анаксимандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства "любви" и господства "вражды" Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы 1) эпоха "любви" - все элементы слиты воедино, образуя качественно недифференцированный неподвижный "шар", 2) "вражда" проникает в "шар" и вытесняет "любовь", разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные, 3) "любовь" возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные, 4) (зоогоническая) фаза в свою очередь распадается на 4 ступени 1) отдельные члены, не способные соединиться в организм, 2) неудачные соединения членов - монстры, 3) бисексуальные существа, не способные к половому размножению (использовано в платоновском мифе об Андрогине в "Пире"), 4) полноценные животные с половой дифференциацией Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать "эволюционной", поскольку каждая новая ступень "вырастает из земли"

Наряду с теорией "четырех элементов", которая благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до 17 в , большое влияние (в т ч на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов) оказала теория ощущении Эмпедокла (для него самого бьввшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувственное восприятие и интеллект) Согласно этой теории, от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные "истечения", проникающие в "поры" органов чувств Теория "пор и истечений" имела у Эмпедокла универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы Субстратом сознания Эмпедокл считал кровь В "Очищениях" излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от "круга рождений" после очищения от скверны (см Орфизм) Гален считал Эмпедокла основателем сицилийской медицинской школы, как учитель Горгия он стоит у истоков греческой риторики Ревностным почитателем Эмпедокла в древности был подражавший ему Лукреций, в Новое время - представители романтизма (особенно Гельдерлин).

Фрага.: DK 1,276-375; Bollock J. Empedocle, 1.1-3. P., 1965-69 (критич. изд. "О природе" и комм.); Zmtп.G. Persephone. Oxf., 1971 (критич. изд. "Очищений" и комм.); The poem of Empedocles, Peri Physeos. Towards a new edition of all the fragments, ed. N. aa der Ben. Amst;, 1975; Empedocles: The extant fragments, ed. by M. R. Wright. New Haven, 1981; Лебедев. Фрагменты, с. 330-414.

Лит.: Семушкин А. В. Эмпедокл. M., 1985; KingsleyP. Empedocles and his interpreters: the four-element doxography.- "Phronesis" 1994, 39, p. 235-254; InwoodB. The Poem of Empedocles. Toronto, 1992; O'Brien D. Empedocles' cosmic cycle. L.-N. Y, 1969 (лит.); Кгапг. W. Empedokles. Antike Gestalt und Romantische Neuschöpfting. Z., 1949; Long A. A. Empedocles' cosmic cycle in the 'sixties.- Mourelatos A. P. D. The Presocratics. Garden City, 1974, p. 397-425.

А. В. Лебедев

В начало энциклопедии