Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Я"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

Я

Статья большая, находится на отдельной странице.

Я И НЕ-Я

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Я И ТЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ"

"ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы" - работа Г. Г. Шпета, вышедшая в Москве в 1914 в издательстве "Гермес" (переиздание: Томск, 1996). Представляет собой первое в России обстоятельное рассмотрение феноменологии Гуссерля на материале 1-го тома его "Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии". Большая часть книги посвящена проблемному анализу таких узловых моментов, как опытная и идеальная интуиции, чистое сознание, интенциональность, феноменологическая редукция и т. д. Краеугольным камнем феноменологии, по мнению Шпета, оберегающим ее от феноменализма, кантовского дуализма, релятивизма, является принцип репрезентативности всего сущего во всех его ввдах и формах для нашего сознания, строгая коррелятивность предмета и сознания при утверждении отношений и форм всякого рода бытия. Вместе с тем, указывая на отсутствие в классификации Гуссерля особого рода бытия - бытия социального (ключ к исследованию природы познания), Шпет намечает принципиальные темы и подходы своих последующих работ, отразивших его эволюцию от феноменологии к герменевтике. "Бытие разума состоит в герменевтических функциях, устанавливающих разумную мотивацию, исходящую из энтелехии, как "носителя" предметного бытия, как духа предметного бытия, как "духа предмета". Последний находит свою характеристику в логосе - "выражении", "воплощении" духа. Его "объективирование", будучи разумным, мотивированным, есть организующая направленность различных форм духа в их социальной сути: язык, культ, искусство, техника, право" (с. 209-210).

О. В. Марченко

ЯВНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯВНОЕ И НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯДРИЧЧХА-ВАДА

ЯДРИЧЧХА-ВАДА (санскр. yadrcchavдda - учение о случайности) - обозначение "окказионалистских" учений Индии, настаивавших на спонтанном, беспричинном появлении феноменов. Как и прямо противоположный, но своеобразным образом дополняющий ее детерминизм (см. Ниятивада), ядриччха-вада восходит к начальному периоду индийской философии, будучи отрицанием прежде всего "причинности" в человеческих действиях, а потому и вменяемости человеку его поступков. Палийские тексты сообщают о брахманах и шраманах, учивших о том, что и индивид и мир возникают беспричинно, а также о паривраджаках, считавших, что состояния сознания приходят и уходят беспричинно (Дигха-никая 1.29,180). В "Шветашватара-упанишаде" ядриччхавада обозначается в списке "неортодоксальных" направлений (1.2), в текстах "Махабхараты" ассоциируется с учением о "собственной природе" (см, Свабхава-вада) и о том, что причина человеческих действий - дело случая (XII.33).

В. К. Шохин

ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯЗЫК МОРАЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯЗЫК НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯЗЫК-ОБЪЕКТ

ЯЗЫК-ОБЪЕКТ - понятие современной логики, математики, философии и методологии науки, семиотики и теоретической лингвистики, обозначающее любой язык (естественный, искусственный, неформализованный, формализованный), элементы и структура которого описываются на другом языке - метаязыке. Синонимами понятия "язык-объект" являются "предметный язык" и "объектный язык", при этом два последних термина фиксируют предметную (объектную) направленность любого языка-объекта. На этих языках описываются предметы, объекты, события, состояния и т. п. окружающего мира или его фрагментов, т. е. они являются дескриптивными, а термин "язык-объект" указывает на то, что такие языки являются объектами описания с помощью средств метаязыков. Различение языков-объектов и соответствующих метаязыков является относительным: данный язык-объект, напр. некоторый естественный язык, может описываться на том же самом языке. Кроме того, любой метаязык (в этом случае он является языком-объектом) может стать объектом описания метаязыка более высокого уровня (мета-метаязыка). Для описания языка-объекта в соответствующем метаязыке необходимо, чтобы метаязык обладал большими выразительными возможностями, т. е. был логически более богатым, чем описываемой с помощью его средств языкобъект. В некоторых случаях язык-объект и соответствующий метаязык (как отметил А. Чёрч) могут совпадать. Совпадение, однако, не означает тождества этих языков, а только то, что они являются частями одного и иого же, напр. естественного, языка. При этом языком-объектом является весь корпус соответствующего естественного языка, а метаязыком - множество его метаязыковых знаков и выражений, которые по своим выразительным, логическим возможностям должны быть не слабее языка-объекта.

В. Н. Садовский

ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ

ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ - одно из главных понятий позднего Витгенштейна. Служит для обозначения целостных и законченных систем межличностной коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям ("глубинная грамматика"), нарушение которых означает выход за пределы конкретной "игры". В текстах Витгенштейна встречаются три основных понимания языковых игр, дополняющие друг друга. Во-первых, это исходные лингвистические формы, с которых начинается обучение языку путем включения обучаемого в определенные виды деятельности. Во-вторых, "игры" рассматриваются как упрощенные, идеализированные модели употребления слов, последовательное усложнение которых демонстрирует динамику языка. Наконец, социокультурный аспект "игр" отражен в понятии "формы жизни". У языковых игр, по Витгенштейну, не может быть общего всем им признака; их следует классифицировать по принципу "семейного подобия", т. е. описывая цепочки взаимосвязанных или пересекающихся по отдельным признакам "игр". Пристальное внимание к "естественным" контекстам употребления слов должно, согласно Витгенштейну, способствовать "терапии" философских заблуждений, вызванных смешением правил различных "игр". После Витгенштейна это понятие получило широкое распространение в западной философии и культуре.

А. Ф. Грязное

ЯЗЫЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯКОБИ

ЯКОБИ (Jacobi) Фридрих Генрих (25 января 1743, Дюссельдорф - 10 марта 1819, Мюнхен) - немецкий писатель и философ, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг Гёте, автор философских романов "Из писем Эдуарда Альвиля" (Allwills Briefsammlung, 1775-76) и "Вольдемар" (Woldemar, 1779). Президент Баварской АН (1807-12). В полемике с Мендельсоном о пантеизме Спинозы (1785) выступил против "рассудочного" рационализма Просвещения, классическим выражением которого считал спинозизм. Согласно Якоби, "рассудочное мышление" не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведет к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Критикуя Канта, выявил одно из противоречий его учения: без предпосылки "вещи в себе" нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри нее оставаться. Вслед за Юмом Якоби полагал, что реальное суще ствование вещей дано человеческому сознанию непосредственно. Эту непосредственную достоверность Якоби называл "верой", "откровением", "чувством", а также "разумом", противопоставляя его "рассудку". Содержанием веры у Якоби является реальность как чувственного мира земных вещей, так и абсолютного и вечного, в котором человек чувствует себя одновременно и поглощенным в абсолюте, и спасенным в изначальной основе своей субъективности.

Кантовскому категорическому императиву противопоставлял нравственную автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте, Шеллинга, Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и "нигилизму" (ввел сам термин). Иррационалистическая философия Якоби предвосхитила многие мотивы философии жизни и экзистенциализма.

Соч.: Wferke, Bd 1-6. Darmstadt, 1968; в рус. пер.: О трансцендентальном идеализме.- В кн.: Новые идеи в философии, сб. 12. СПб., 1914. Лит.: Кожевников В. А. Философия чувства и веры... ч. 1. М., 1897; Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965; Фейербах Д. Якоби и философия его времени.- В кн.: Он же. История философии, т. 2. М., 1907; Lévy-BruhIL. La philosophie de F. Jacobi. P., 1894; Bollnow 0. F. Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis. Stuttg.-B., 1966; Baum G. Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. H. Jacobis. Bonn, 1969.

А. В. Михайлов

ЯКОБСОН

ЯКОБСОН Роман Осипович (11 октября 1896, Москва18 июля 1982, Бостон, Массачусетс) - один из основоположников структурной лингвистики, стоявший у истоков нескольких национальных школ - Московской, Пражской, Копенгагенской (иностранный член) и Гарвардской. Закончил Лазаревский институт восточных языков и Московский университет (1918), в 1920 стал профессором в Высшей школе драматического мастерства. В 1916 был одним из создателей "Общества по изучению поэтического языка" (Опояз) в Петербурге, а с 1915 по 1920 избирался председателем Московского лингвистического кружка.

В 1920 переехал в Чехию. В 1929 вместе с Н. С. Трубецким и С. И. Карцевеким сформулировал "Тезисы пражского лингвистического кружка", призывавшие к кардинальному отказу от категорий традиционной структурной лингвистики, восходящих к Ф. де Соссюру, и к разработке новой "целевой модели", в основе которой лежит понятие функции элементов языка. В 1933 Якобсон начал работать в университете им. Я. Э. Пуркине, где в 1934 стал профессором-славистом, а в 1936 - профессором по кафедре чешской медиевистики.

После оккупации Чехословакии фашистскими войсками читал лекции в Копенгагене, в Осло и в Упсале до 1941, затем переехал в Нью-Йорк, где преподавал в Колумбийском университете до 1949. С 1949 по 1967 - профессор Гарвардского университета (курсы лекций по общему языкознанию и по славянской филологии).

Принципиально важен вклад Якобсона в фонологическую теорию дифференциальных признаков, основные категории которой (оппозиция, корреляция, маркированность и нейтрализация) он распространил на теорию падежа, акцентологию и просодику, в разработку генетико-типологического подхода в сравнительно-историческом языкознании. Якобсон ввел ряд новых понятий: шифтер, таксис, языковой центр и периферия, конвергенция, языковой союз (балканский и евразийский) - в описание языка. Свои лингвистические принципы он распространил на семиотику (выделение иконических, индексных и символических знаков), на теорию связи (код и сообщение и их особенности в разных сферах действительности), на формальную поэтику, на нейролингвистику (афазия и онтогенез - параллелизм языковых факторов).

В целях дальнейшей категоризации языка Якобсон постулировал наличие 6 компонентов (шифтеров) акта речи и соответственно выделил 6 функций: говорящий - эмотивная (выражения), адресат речи - конативная (усвоения), контекст - референтивная (коммуникативная), сообщение - поэтическая, контакт - фактическая (контактоустанавливающая), код - металингвистическая. Значения и звуки в языке имеют генетический характер, являются не индивидуальными сущностями, а классами. Спецификация классов единиц языка определяется контекстом и задана лингвистическим кодом. Спецификация классов - единиц языка - происходит в процессе их применения, в основе которого лежит антиномия селекции/комбинации или родственная антиномия сходства/ смежности. Связи явлений на оси селекции и на оси комбинации регулируются поэтической функцией языка.

Последние работы Якобсона заложили основу понимания языкового описания как последовательности правил перехода от эллиптичности к эксплицитности и в противоположном направлении.

Соч.: Избр. работы. М., 1985; Kindersprache, Aphasie und allgemeine Lautgesetze, 1941; Selected Writings, 6vol. (1967-1971); Jakobson R., Waugh L. R. The Sound Shape of Language, 1979. Лит.: Waugh L. R. Roman Jakobson's Science of Language, Lisse de Ridden,1976.

Л. Н. Александрова

ЯКОВЕНКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯКУШКИН

ЯКУШКИН Иван Дмитриевич [29 декабря (9 января) 1793/1794, Жуковка Вяземского у. Смоленской губ. - 11(23) августа 1857, Москва] - русский мыслитель, декабрист. Учился на словесном факультете Московского университета, слушал лекции по философии проф. Буле. В 1811 вступил в гвардию. Участник Отечественной войны 1812. Член "Союза Спасения". Приговорен к 20-летней каторге в Сибири. С 1835 на поселении в г. Ялуторовске. Освобожден по амнистии в 1856, поселился в Москве.

Наследие Якушкина весьма обширно: "Записки", письма, в частности переписка с П. Я. Чаадаевым, философский трактат "Что такое человек?", написанный в 1830-е гг. В ссылке изучал Декарта, Локка, Канта, французских материалистов 18 в. Трактат "Что такое человек?" созвучен трактату А. Н. Радищева "О человеке, о его смертности и бессмертии".

В отличие от Радищева Якушкин решительно отвергает бессмертие души, что дает основание говорить о его деистической позиции. На естественно-научном материале пытается найти общие законы бытия человека, указывает на односторонность решения этой проблемы Декартом и Локком. Особый интерес к гносеологической проблематике свидетельствует о влиянии Канта: Якушкин солидарен с Кантом в критике "чистого разума", уделяет особое внимание различным функциям разума. В онтологической части трактата вводит понятие "первичных единиц", объясняющее качественное многообразие мира, где различные формы существования (неорганические, биологические, зоологические и т. д.) возникают путем простого слияния "единиц" и соответственно подчиняются единым законам. Натуралистически решает проблему человека: человек в антропологии Якушкина - слабое животное, лишенное "перьев", т. е. инстинктов, что и приводит в конечном счете человека к необходимости жить в обществе. Физически слабый человек только силой мышления возвышается над природой.

Соч.: Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина. М„ 1951; Избр. социально-политические и философ, произв. декабристов, т. 1. M., 1951.

Лит.: Декабристы и русская культура. Л., 1975; Поляков Л. В. Русский неокантианец (Кант и И. Д. Якушкин - к вопросу о формах влияния в истории философии).- "Кантовский сборник", в. 7. Калининград, 1982; Лебедев А. А. Честь: духовная судьба и жизненная участь И. Д. Якушкина. М„ 1989. Архивы: ЦГАРФ, ф. 279; РГАЛИ, ф. 586.

И. Ф. Худушина

ЯМВЛИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯНОВСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯСПЕРС

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница