Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЯМВЛИХ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЯМВЛИХ

ЯМВЛИХ (Ίάμβλιχος - транскрипция сирийского или арамейского yanьiku "он царь") из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245, - ок. 325) - античный философ-неоплатоник, ученик пифагорейца Анатолия, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и Халдейских оракулов, соединял философскую разработку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Ямвлиха в Апамее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный культ, понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена как замкнутый самодовлеющий организм, сознательно противопоставленный христианству и закрытый для него. Для школьного обихода Ямвлих составил компилятивный "Свод пифагорейских учений в 10 кн." (до нас дошло пять: "Жизнь Пифагора", "Увещание к философии (Протрептик)", "Об общей математической науке", "Комментарий к Введению Никомаха", "Теологумены арифметики"), комментарии к Платону, из сочинений которого были выбраны 12 канонических (см. Афинская школа), и Аристотелю (сохранились фрагменты комментариев к "Федру", "Тимею" и "Пармениду", отдельные замечания из комментариев к "Алкивиаду I", "Федону", "Филебу", "Софисту"; есть свидетельства о комментариях Ямвлиха к "Категориям", "Аналитике I", "Об истолковании" и к трактату "О небе"), а также сочинения "О богах", "О речи Зевса в "Тимее"", "Халдейская теология", "Платонова теология", "О символах", фрагменты трактата "О душе" и др. Ямвлиху принадлежит также сочинение "О египетских мистериях" (в 10 кн.), в котором в ответ на "Письмо Анебону" Порфирия он защищает теургию, надев маску египетского жреца Абаммона.

Ямвлих осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В Едином Плотина он различает единое полностью неизреченное и просто единое, или "благо", которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуса) Ямвлих твердо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого - жизнь, которая в триаде помещена между полюсами "немыслящего" бытия и "не-сущего" мышления. Т. о., наряду с "умопостигаемым космосом" Ямвлих вводит "космос мыслящий", объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Ямвлих разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутрикосмических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Ямвлих развивает учение о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время - реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел).

Ямвлих провел реформу неоплатонического комментария, суп" ее в нахождении единственной "цели" (σκοπός) диалога, с которой согласуется все толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Ямвлиха сформировались Пергамская и Афинская школы неоплатонизма, авторитет его был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в.

Соч.: De vita pythagorica, ed. L. Deubner. Lipsiae, 1937 (cur. U. Mein. Stuttg., 1975); lamblichus. On the Pythagorean Vtey of Life, text, transi., and notes by J. Dillon and J. Hershbell. Atlanta, 1991, trad. franc, par L. Brisson et A. P. Segonds. P., 1996; Protrepticus, ed. H. Pistelli. Lipsiae, 1888, Stuttg., 1967 (индекс); De communi mathematica scientia liber, ed. N. Pesta. Lipsiae, 1891 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975); In Nicomachi arithmeticam introductionem liber, ed. H. Pistelli. Lipsiae, 1894 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975); Theologumena arithmeticae, ed. V. de Falco. Lipsiae, 1922 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975) (эти пять трактатов - соответственно 1,2,3,4 и 7-я книги "Свода пифагорейских учении"); Les mystères d'Egypte, texte et. et trad. par Е. des Places. P., 1966; In Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with transi, and comm. byJ. Dillon. Leiden, 1973; De anima, trad. par A. J. Festugière, in: La Révélation d'Hermès Tristmégiste, t. III: Les doctrines de l'âme, p. 177-264 (обширные примечания). Рус. пер.: Жизнь Пифагора, пер. и вступ. ст. Р. В. Светлова. СПб., 1997; пер. В. Б. Чернышевского. М., 1997; О египетских мистериях, пер. и вступ. ст. Л. Ю. Лукомского. М., 1995; Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону, пер. И. И. Маханькова.- В сб.: Знание за пределами науки, сост. И. Т. Касавин. М., 1996.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1. М., 1988, с. 122-301; Dalsgaard Larsen В. Jamblique de Chalcis. Exégète et philosophe, vol. 1-2. Aarhus, 1972 (Appendice Testimonia et fragmenta exegetica); Larsen B. D. La place de Jamblique dans la philosophie antique tardive. Places Е. des. La religion de Jamblique.- De Jamblique à Proclus, Neuf Exposés suivis de Discussions, prép. par H. Dorrie, àndoeuvres-Gen., 1975 (Entretiens sur l'Antiquité classique XXI), p. 1-26, 69-102; SfeelC. The changing Self. A study on the Soul in later Neoplatonism: lamblichus, Damascius, and Priscianus. Brux., 1978; Dillon J. lamblichus of Chalcis.- ANRW II, 36.2, 1987, p. 862-909; O'Meara D. Pythagoras revived. Oxf-, 1989; Nasemann S. Theurgie und Philosophie in Jamblichs "De mysteriis". Stuttg., 1991.

Ю. А. Шичалин

В начало энциклопедии