Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЮМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЮМ

ЮМ (Hume) Давид (26 апреля 1711, Эдинбург, Шотландия - 25 августа 1776, там же) - шотландский (британский) философ, публицист, историк, один из инициаторов европейского позитивизма и феноменологии. В своем основном произведении - "Трактат о человеческой природе" (1739-40, рус. пер. 1966) - Юм рассчитывал на основе экспериментального метода, тщательно подобранных опытов и интроспекции смоделировать целостную систему природы человека. Ее основное содержание складывается из логики, объясняющей принципы и операции способности человека рассуждать, а также природу его идей; этики, касающейся внутренних чувств человека; учения о вкусе (критицизм - эстетика) и политики, рассматривающей людей как объединенных в общество и зависящих друг от друга. Будучи сторонником теории морального чувства Хатчесона, но не принимая его теологическую модель обоснования объективных стандартов добра и зла, Юм задумывал "Трактат" как тотальную критику рационализма не только в области естественной теологии, но и в общей теории познания, где демонстрируется несостоятельность разума в обосновании идей пространства и времени, общей идеи существования, материальной и духовной субстанции, понятий энергии, силы, причинности. В ведении разума остаются истины отношений, аналитические истины. Соответственно огромная сфера истин фактов становится вероятностным знанием и переходит под юрисдикцию веры (Belief). Ограничение значения разума в познании последовательно дополняется минимизацией его роли в морали: разум есть и должен быть лишь рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послушания им (см. Юм Д. Соч. в 2 т. М., 1996, т. 1, с. 457). Особое место в теории морали занимает проблема свободы, обсуждению которой посвящена 2-я книга "Об аффектах", т. е раздел о психологии. Юм отожествляет свободу со случайностью (которая означает на деле незнание причин), превращает свободу в психологическую иллюзию.

В теории вкуса (эстетике) Юму не удалось последовательно провести свою точку зрения на подчиненную роль разума: он остался на позициях нормативистского классицизма в оценках произведений искусства, чтопротиворечило положению о чувственном, т. е. субъективном, характере восприятия красоты. В разделах "Трактата", посвященных политике, Юм отвергает фикции "войны всех против всех" Гоббса и общественного договора Локка. Гражданское общество возникает стихийно под воздействием общественного интереса; это же можно сказать о происхождении такой добродетели, как справедливость.

Попытки Юма занять кафедру в университетах Эдинбурга и 1лазго потерпели неудачу во многом из-за скандальной репутации "Трактата о человеческой природе". В 1740-х гг. выходят несколько изданий моральных и политических эссе (причем с издания 1748 под именем Юма). В этом же году Юм анонимно издает "Философские опыты о человеческом познании" - значительно сокращенное и переработанное заново, по словам Юма, изложение 1-й книги трактата "О познании", с некоторыми, впрочем, добавлениями. Издание не изменило репутацию Юма как вольнодумца. Основные идеи трактата в "Философских опытах" (с 1758 - "Исследование о человеческом познании"), (так называемое первое исследование) не претерпели изменений. Более того, Юм дополнил издание двумя крамольными главами "О чудесах" и "О провидении и будущей жизни", первую из которых он когда-то не решился включить в трактат о человеческой природе. В 1751 в Лондоне вышло в свет "Исследование о принципах морали" ("Второе исследование") - лучшее, по мнению автора, его произведение; в нем заметно влияние хатчесоновской теории морального чувства с ее инстинктивизмом и утверждением, что конечные цели человеческого поведения задаются не разумом, но только чувством.

В 1752 Юм стал библиотекарем эдинбургского общества адвокатов, обладавшего крупнейшим в Шотландии собранием книг (ныне Национальная библиотека). За годы работы в этой должности (1752-57) Юм составил многотомную "Историю Англии". Первыми вышли два тома "Истории Великобритании при доме Стюартов", вызвавшие ожесточенную критику вигов и тори, церковников и сектантов, свободомыслящих и ханжей, но с неожиданным для автора энтузиазмом встреченные во Франции. В последующие годы вышло еще шесть томов, посвященных истории Англии.

В 1757 в сборнике "Четыре диссертации" Юм издал "Естественную историю религии", оказавшую большое влияние на просветителей на континенте (перевод на французский язык был опубликован уже в 1759). В том же сборнике Юм опубликовал "Рассуждение об аффектах" - значительно сокращенный реферат 2-й книги "Трактата".

В нач. 1760-х гг. Юм находился на государственной службе в качестве секретаря посла Великобритании во Франции и близко познакомился с французскими просветителями-энциклопедистами. В конце этого десятилетия Юм служил помощником государственного секретаря Великобритании в Лондоне. В 1768 он вернулся в родной Эдинбург.

По собственному признанию, господствующей страстью Юма было влечение к литературе; несмотря на частые неудачи, он все-таки добился настоящего литературного успеха, который принесли ему неоднократные издания сборников эссе на политические, экономические и исторические темы.

После смерти Юма в 1779 были изданы "Диалога о естественной религии", нал которыми он работал много лет вплоть до кончины. В 1781 "Диалоги" перевел на немецкий язык Гаман, их использовал Кант в работе над "Пролегоменами". "Диалоги" показывают несостоятельность претензий религиозного сознания на ведущую, всеобъясняющую роль в познании и вопросах морали. Все идеи людей о божестве (согласно тем, кто отрицает врожденные идеи) есть не что иное, как сочетание идей, которые они приобретают благодаря размышлениям над действиями своего собственного ума (см. Юм Д. Соч. в 2 т., т. 1,1996, с. 669). Поэтому неосознанный антропоморфизм рациональной теологии в познании сверхъестественных предметов неизбежно оказывается иллюзией, своего рода иллюзорной causa sui (впрочем, так же, как и претензии натуральной философии на вечные истины в естествознании).

После смерти Юма его сочинения почти полвека на родине не издавались, что было связано с резкой критикой опасного вольнодумца представителями шотландской школы философии здравого смысла, особенно Д. Битти, который был официально признан победителем скептицизма и награжден королевской пенсией. Тем не менее влияние философии Юма не прекращалось, в частности, его испытали А. Смит, И. Кант, И. Бентам, Дж. С. Милль и др.

Соч.: The Philosophical Works, ν. 1-2. L., 1898; Трактат о человеческой природе, т. 1-2. M., 1995; Соч. в 2 т. M., 1996.

Лит.: Виноградов H. Д. Философия Д. Юма, т. 1-2. М., 1905-11; Нарский И. С. Философия Д. Юма. М., 1967; Он же. Д. Юм. М., 1973; Leroy A.-L. D. Hume. P., 1953; Basson A. H. D. Hume. Harmondsworth, 1958; Forbes D. Hume's Philosophical Politics. Cambr., 1975; Jessop T. E. Bibliography of David Hume and of the Scottish Philosophy from A Fransis Hutcheson to lord Balfour. L., 1938; Kemp-Smith N. The Philisophy of D. Hume. L., 1949.

M. A. Абрамов

В начало энциклопедии