Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ТИЛИКЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТИЛИКЕ

ТИЛИКЕ (Thielicke) Хельмут (4 декабря 1908, Вупперталь - 1985, Гамбург) - немецкий протестантский теолог, предметом внимания которого была христианская теология и этика в современном мире. Изучал теологию в Трайфевальде, Марбурге, Эрлангене, Бонне, среди его учителей - А. Барт и Р. Булыпман. Тема его докторской диссертации "История и экзистенция" (1936). В 1936-40 Тилике - профессор в Гейдельберге, в 1940 уволен за критику нацистского режима, в 1945-54 - профессор в Тюбингенском университете, с 1954 - в Гамбургском. Его главные работы: "Богословская этика" в четырех томах (Theologische Ethik, 1951-64) и "Евангельская вера" (Evangelische Glaube, 1968-78), трехтомный труд по систематическому богословию.

Тилике стремился вывести христианскую веру из "гетто потусторонности" на землю. Когда теология сводится к повторению прошлого, то это означает, по его мнению, что "уже не живое тело" заставляют двигаться так, как если бы оно было все еще живо. Вера в таком виде теряет значение для христиан, утрачивает точки соприкосновения с современной жизнью. Вера вытесняется из полноценного участия в жизни в сферу приватной, изолированной от мира религиозности. Ти

лике видел свою задачу в том, чтобы адресовать христианскую веру современному человеку и помочь ему "жить по вере" в том светском мире, в каком он на-самом деле сегодня живет. Однако Тилике полагал, что стремление приспособить христианство к современному миру не должно быть чрезмерным. Он полемизирует с теми теологами, у которых мир и человек становятся отправной точкой (см. Теологии родительного падежа), которые христианское богословие основывают на светском понимании человека. Такой "картезианский" подход, как его характеризует Тилике, он усматривает у Ф. Шлейермахера, Р. Бультмана, П. Тиллиха. Христианство должно серьезно относиться к современному человеку и его светскому мировоззрению, но это мировоззрение, настаивает Тилике, не должно становиться отправной точкой для теологии, руководством к "редактированию Евангелия": в конечном счете, полагает он, "естественный человек" не может принять Евангелие никаким другим способом, кроме веры - ее вкладывает в человека Святой Дух. Этика, как ее разрабатывает Тилике, означает не что иное, как веру: она учит в первую очередь не тому, чтомы должны делать, но тому, чтомы должны руководствоваться верой и следовать Воле Божьей. Специфика христианской этики состоит в том, что она делает человека свободным в его отношении к миру и в его мирских связях. Поэтому существование-христианина-в мире есть существование-его-перед Богом, и наоборот. Такова основа "светского христианства", по Тилике. Во всех людях он видит потенциальных христиан: учение Иисуса Христа обращено ко всем людям и для всех оно должно иметь значение. Богословские и этические труды Тилике служили основой его проповеднической деятельности. Он в первую очередь проповедник, имевший многотысячную аудиторию на протяжении многих лет. Значение Тилике не в том, что он инициирует новое направление в теологии, но в том, что он переводит его содержание на язык современности и его голос, его теологическое наследие являются выражением распространенных взглядов середины 20 в.

Соч.: Das Verhältnis zwischen dem Ethischen und Esthetischen, 1932; Vfernunft und Offenbarung, 1936; Fragen des Christentums an die moderne Welt, 1947.

Лит.: Quest H.-J. Helmut Thielicke.- Tendenzen der Theologie im 20.Jatu hundert. Stuttg., 1967, S. 549-555.

В. И. Гараджа

В начало энциклопедии