Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ХЕНИГСВАЛЬД

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХЕНИГСВАЛЬД

ХЁНИГСВАЛЬД (Hцnigswald), Рихард (18 июля 1875, Альтенбург- 11 июня 1947, Нью-Хевен, США) - представитель неокантианства. Изучает философию в Галле у Риля и у Мейнонга в Граце. С 1902 - доктор медицинских наук в Вене, с 1904 - доктор философии в Галле. Габилитируется в 1906 в Бреслау. 1930-33 гг. - профессор в Мюнхене, в 1938 г. попадает в концентрационный лагерь (Дахау), впоследствии эмигрирует в США. С феноменологией Хёнигсвальда роднит идея философии как строгой науки, роль, отводимая очевидности как фундаменту познания, и представление об универсальном характере философствования. Расхождения связаны с темами редукции, а также с ролью, отводимой в философии религиозности. Редукцию Гуссерля Хёнигсвальд не отклоняет целиком, однако указывает, что прежде следует более точно определить то, что редуцируется, а также того, кто применяет эту процедуру. Большее значение придается им и религиозной вере в системе философии: она выражает форму овладения миром, заложенную в самом субъекте (иначе: "монаде"). "Монада" истолковывается как causa sui; человек есть существо, само себя определяющее и в этом определении трансцендирующее себя в направлении "высшего сущего". Сама монада, вместе с ее основополагающими функциями осуществления (Vollzug) и языка есть одновременно и принцип, и факт. В своей связи с организмом она есть факт, определенный в пространстве и времени, а как коррелят предметности - принцип. Ввиду этой сущностей фактичности монадического анализ взаимосвязи отношений между интенциональностью (смысл, предметное отношение), внутренней темпоральностью и внешней темпоральностью (природой) - важная задача. В его монадологии посредством этого анализа осуществляются далеко идущие трансформации неокантианства. Свою философию Хёнигсвальд называет "психологией мышления" (Denkpsychologie), чтоне означает несогласия с общей антипсиходогической ориентацией неокантианства и феноменологии, но подразумевает требование начинать с анализа практически проживаемого сознания, находящегося в конкретной культуре и конкретном человеческом обществе. Человек и культура оказываются носителями познания в предельно широком смысле ориентации в мире. Познание есть фактичный, связанный с переживанием процесс: знание есть осознанность переживания во всех его компонентах. Разработка Хёнигсвальдом проблемы языка оказала влияние на философию языка и фонетику 20 в. Всякое "мыслящее поведение" есть речь: должна иметься возможность представить всякое мыслительное переживание как мыслительное переживание, а значит, психика с необходимостью манифестирует себя в выражении (Ausdruck). Педагогические идеи Хёнигсвальда, содержащиеся в его философии (ведя речь о месте человека, педагогика решает одну из основных культурноантропологических задач), оказали влияние на Б. Бауха и Т. Литга.

Соч.: Prinzipienfragen der Denkpsychologie, 1913; Die Philosophie des Altertums, 1917; Die Grundfragen der Denkpsychologie, 1921; Über die Grundfragen der Pädagogik, 1918; Grundfragen der Erkenntnistheorie, 1931; Geschichte der Erkenntnistheorie, 1933; Philosophie und Sprache, 1937; Vom erkenntnistheoretischen Gehalt alter Schöpfungserzählungen, 1957; Analysen und Probleme, 1959; Wissenschaft und Kunst, 1961; Abstraktion und Analysis, 1961; Schriften aus dem Nachlass, 1957-1968, Bd. 1-Х; Die Systematik der Philosophie, 1976. Лит.: OrthE.-W. Kultur und Organismus. Studien zur Philosophie Richard Hönigswalds. Bonn, 1997.

И. А. Михайлов

В начало энциклопедии