Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Й"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Й"

ЙОГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ"

"ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ" (санскр. yoga-bhäsya) - основополагающий комментарий к "Йога-сутрам", составленный Вьясой, вероятно, в 6 в. (согласно В. И. Рудому и Е. Н. Островской, он детально знал "Абхчдхармакошу"}. Вьяса в "Йогасутра-бхашье" разрабатывает целый ряд тем, лишь намеченных в сутрах йоги. Во введении он предлагает пятеричную схему уровней сознания. В комментарии к сутрам 1.24-25 развивает вариант теистической доктрины (см. Ишвара-вада), обосновывая непревзойденность Ишвары тем, что существо, более могущественное, должно быть им же самим и не может быть кого-либо равного ему; цель Ишвары - приносить совершенно бескорыстно пользу другим (индийские атеисты настаивали на немотивированности его действия в мире). Вьяса, далее, подчеркивает неизменность связи между словом и его референтом (1.27), солидаризируясь здесь в каком-то смысле с мимансаками. Автор "Йогасутра-бхашьи" тонко различает онтологическую независимость менталитет-буддхш и духовное начало Пурушу и его телеологическую зависимость от последнего, поскольку перед этим менталитетом стоит задача стать объектом опыта (11.17). В полемике с буддистами он отстаивает необходимость признания наряду со свойствами также их носителя. Позиция буддийского идеализма несостоятельна потому, что один и тот же объект отражается различно ориентированными сознаниями и встает вопрос о том, каким именно из них он "сконструирован" (если все они в этом отношении "равноправны"); Вьяса видит единственный выход из затруднения в признании, что сами модусы (букв. - пути) существования объекта и познания разнородны (IV. 15). Объективность внешних вещей обосновывается также их активностью: они, подобно магниту, притягивают к себе сознание и "окрашивают" его. Вместе с тем в терминологии Вьясы отражаются некоторые явные заимствования у буддистов.

Изд.: Patanjala-yogadarsanam Tattvavaisaradîsamvalita-vyasabhasyasametam. Sampädakah Kapi^ramTyapätanjalayogadarsanakäralabdhayogavidyah, VäränasT, [1963].

Пер.: Классическая йога ("Йога-сутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья"). пер. с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. М., 1982.

В. К. Шохин

"ЙОГА-СУТРЫ"

"ЙОГА-СУТРЫ" (санскр. yoga-sutrani) - базовый текст классической йоги, приписываемый Патанджали и датируемый (исходя из полемических пассажей) примерно 4-5 вв., состоит из четырех разделов. В разделе I йога определяется как "преодоление колебаний сознания", результатом чего должно быть "установление в себе" духовного начала - пуруши: до этого он принимает формы этих "колебаний". Далее следуют классификация указанных "колебаний", стратегия их преодоления и приближения к концентрации сознания, доказательства существования и характеристика высшего Пуруши (Ишвара), анализ препятствий на пути к успокоению сознания, достижение "стабильности" сознания и "инсайта". В разделе II излагается учение об аффектах сознания {клеши) - основного препятствия на пути к "освобождению", о карме (как результате аффектов), а также четырехчастная модель: страдание, причина страданий, избавление от него и средства этого избавления (ср. четыре благородные истины в буддизме). В том же разделе излагаются первые 5 ступеней восьмеричного тренинга йоги - воздержание от основных страстей, а также культивирование правильных духовной практики, положений тела, дыхательных упражнений и освобождения чувств от воздействия на них внешних объектов. В разделе III рассматриваются 3 высшие стадии йогического тренинга - удержание сознания в одной точке, ступень созерцания и концентрация - с различением предварительной и высшей ("бессеменной"). Основное содержание этого раздела составляет подробное перечисление тех оккультных "сверхсил" (вибхути), которых рекомендуется достигать различными применениями концентрации сознания к различным сферам микро- и макрокосма. В последнем, IV разделе рассматривается происхождение "сверхспособностей", карма и ее латентные "следы". Составитель "Йога-сутр", настаивая на объективности внешних вещей, полемизирует с буддийскими идеалистами, эту объективность отрицающими. Текст завершается характеристиками конечного "освобождения" пуруши.

В. К. Шохин

ЙОГАЧАРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЙОДЛЬ

ЙОДЛЬ (Jodl) Фридрих (23 августа 1849, Мюнхен - 26 января 1914, Вена) - австрийский философ, последователь фейербаховского антропологизма, истолкованного в духе позитивизма. Профессор в Праге (с 1885), в Вене (с 1896). Подвергнув критике идеализм (особенно платонизм, кантианство, махизм), Йодль противопоставил ему "реализм", критически истолкованный и ориентированный на "действительность физического" ("Критика идеализма" - Kritik des Idealismus. Lpz., 1909, изд. 1920). Мышление, по Йодлю, не создает мир, а "находит" и воспроизводит его. Разум заложен в основе мира как его возможность. Мир - не творение бога, но бог вырастает из глубочайшей основы природы, он-в человеческих сердцах, в человеческом духе, там, где есть любовь. Отсюда Йодль выводил "новую религию". В этике он склонялся к "религии человечества", в которой, по его мнению, приходят к согласию Фейербах, Дж. Ст. Милль и Конт ("Geschichte der Ethik in der neueren Philosophie", Bd. 1-2. Stuttg., 1882-89, в рус. пер.: История этики в новой философии, т. 1-2. M., 1896-98). Принимал участие в движении за отделение школы от церкви, подвергался критике со стороны клерикалов. Совместно с Болином издал сочинения Фейербаха.

Соч.: Leben und Philosophie D. Humes. Halle, 1872; Wissenschaft und Religion, Fr./M. 1909; Der Monismus und die Kulturprobleme der Gegenwart. Lpz., 1911; Allgemeine Ethik. Stuttg., 1918; Lehrbuch der Psychologie, Bd 1-2, 6 Aufl. Stuttg., 1924; в рус. пер.: Этика и политическая экономия, 2-е изд. СПб., 1898; Давид Юм, его жизнь и философия, М., 1901; Л. Фейербах, его жизнь и учение. СПб., 1905.

Лит.: Borner W. Fridrich Jodl. Gedenkenblätter. Fr./M., 1914; Frank H. Friedrich Jodl. Freiburg, 1970.

А. Г. Мысливченко

ЙОНАС

ЙОНАС (Jonas) Ханс (10 мая 1903, Монхенгладбах, Германия - 5 февраля 1993, Нью-Рошелл, США) - немецко-американский философ. Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в 1933 эмигрировал в Великобританию, в 1935 - в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В годы 2-й мировой войны сражался в армии Великобритании в рядах "Еврейского батальона". В 1946 переехал в Канаду, а в 1954 - в США, где в 1955-76 был профессором Новой школы социальных исследований (Нью-Йорк), затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др.

В США Йонас работал в области философии биологии; наряду с этим занимался критикой картезианского дуализма, философии сознания и технократического стиля мышления с позиций, близких фундаментальной онтологии Хайдеггера. На основе "единой теории бытия" разработал онтологические основания этики, которая отвергала традиционный этический "антропоцентризм", сводивший проблему моральной ответственности исключительно к отношениям между людьми. Природа, в том числе и как основа бытия человека, рассматривается Йонасом в качестве своеобразного "субъекта" морали. Одновременно он переосмысляет понятие человеческого действия, которое в современных условиях бурного развития технологий должно трактоваться с учетом его необратимых, ближайших и отдаленных последствий как для самого действующего субъекта (технологии преобразуют не только вещи, но и людей), так и для его "предмета" воздействия (природного или человеческого).

Йонас сформулировал этический императив ответственности для "технократического века", оказавший глубокое влияние на развитие экологической этики: "Поступай так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с непрерывностью последующей жизни человека на земле". Одновременно Йонас предложил понятие этической "эвристики страха", согласно которой попытка определить общее благо (основу совместного морально ответственного действия) позитивно приводит к раздорам между людьми, придерживающимися различных религиозных, философских или идеологических ориентации. Моральный разум фатально не универсален, универсален страх, переживание общей опасности, которое захватывает людей различных воззрений. Общее для большинства людей переживание угрозы экологической катастрофы может, по Йонасу, выступить в качестве негативного этического основания совместной ответственной деятельности людей в современную эпоху.

Соч.: Augustin und das paulinische Freiheitsproblem. Gott., 1930; Gnosisund spätantiker Geist, Bd. 1-11. Gott., 1934-54; The Gnostic Religion. 1958; Organismus und Freiheit: Ansätze zu einer philosophischen Biologie. Gott., 1973; Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik fiir die technologische Zivilisation. Fr./M., 1979; The Phenomenon of Life: Toward a Philosophical Biology. Chi., 1982; The Imperative of Responsibility: In Search of an Ethics for Technological Age. Chi., 1984; Mortality and Morality: A Search for tlie Good after Auschwitz. Evanston, 1996; The Legacy of Hans Jonas. - Hastings Center Report, special Issue, 25, ¹. 7, 1995.

П. Д. Тищенко

Предыдущая страница Следующая страница