Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
"КАТЕГОРИИ"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"КАТЕГОРИИ"

"КАТЕГОРИИ" (Κατηγορίαι, от κατηγορεί" - высказывать; лат. Praedicamenta) - первый трактат в составе "Органона" Аристотеля. Одно из самых ранних его сочинений (работа над ними велась параллельно с "Топикой", с которой они связаны содержательно). Заглавие трактата не принадлежит Аристотелю, в своих сочинениях он ссылается на него как на σχήματα της κατηγορίας (формы высказывания).

Согласно хронологии написания текст делится на две части: Kat. 1-9, до llb8 (более ранняя) и Kat. 10-15, llb9-15b32 (относительно самостоятельные главы, т. н. postpraedicamenta). To, что это более позднее добавление, показывает переходная формула llb8-15. По сообщению Симпликия, уже Андроник Родосский, первый издатель Аристотеля, рассматривал эту часть как дополнение. Ряд крупных аристотелеведов 19-20 вв. считали неподлинными или весь трактат (А. Брандис, В. Розе, Р. Шпенгель, К. Прантль, А. Герке, Э. Дюпреэль, В. Йегер), или только главы 10-15 (Φ. Вайтц, Э. Целлер, Г. Гомперц). Со времени дискуссии между И. Хусиком и У. Д. Россом в "Journal of Philosophy" 36 (1936), pp. 427-433 новые аргументы приведены не были, и вопрос о подлинности можно считать решенным положительно. Сторонники подлинности трактата: Л. Минио-Палуэлло, И. Хусик, У. Д. Росс, Дж. Экрилл, И. Дюринг.

Текст трактата представляет собой анализ слов (в качестве определений понятий) и семантической функции различных типов слов. Фон для "Категорий" составляет платоновский анализ понятия "бытие" (είναι): бытие как "существование" и бытие каким-то образом или в каком-то качестве (είναι в функции связки - копулы - в предложении); ср. различения между ουσία, ποίον и προς τι в "Пармениде" и "Софисте". Противопоставление бытия самого по себе (καθ' αυτό) и бытия относительного (προς τι) играло значительную роль в философских дискуссиях 370-350-х гг. "Бытием самим по себе" для Платона были "идеи", для Аристотеля им стала "сущность" (ουσία), а "бытие в отношении" стало отправной точкой для создания учения о различении значений слов.

Выбор слова "категория" в значении "высказывание" (представленное у Платона в таком значении только один раз) показывает, что Аристотель сознательно дистанцировался от онтологических спекуляций своих старших товарищей по Академии, подчеркивая, что речь идет о языковом семантическом анализе. Аристотель избегает также платоновского метода диэрезы: ни одна из категорий не может быть выведена из другой. Метод Аристотеля таков: он рассматривает отдельного человека и спрашивает, какие осмысленные высказывания можно сделать об этом человеке? Так он выделяет 10 категорий: 1) он человек ("сущность", τί εστί, ουσία, лат. essentia); 2) он такого-то роста ("количество", πόσον, quantitas); 3) он образован ("качество", ποίον, qualitas); 4) он старше/младше другого ("отношение", προς τι, relatio); 5) вЛикее ("место", που, ubeitas); 6) сегодня ("время", πότε, quandeitas); 7) сидит ("положение", κείσθαι, situs); 8) у него есть сандалии ("обладание", εχειν, habitudo); 9) он говорит ("действие", ποιείν, actio); 10) о нем говорят ("претерпевание", πάσχειν, passio), T о., категории представляют собой типы предикатов, которые могут быть высказаны о каком-либо предмете.

Содержательно текст делится на 3 части. (I): главы 1-3. Вводные терминологические замечания. Здесь важно разделение сущности (ουσία) на первую (конкретная единичная вещь) и вторую (вид и род). Напр., конкретный человек и понятие "человек". Общее (род и вид) обладает только логическим существованием, объективным же существованием обладают единичные вещи. (2): главы 4-9. Анализ первых четырех категорий. Все качества разделяются на устойчивые и неустойчивые, т. е. такие, при потере которых объект перестает быть самим собой, и такие, которые легко теряются без ущерба для объекта (в "Топике" и "Метафизике" за ними закрепился термин "привходящие" - συμβεβηκότα, accidens). Учение о категориях получает дальнейшее развитие в "Метафизике", кн. XII, где исследуется структура сущего. Термины, имеющие в "Категориях" исключительно логико-семантическое значение, там приобретут онтологический смысл (см., напр.. Met. XII, 1,1069а20). (З): главы 10-15 (в схоластике получили название postpraedieamenta). Собрание статей, содержащих: анализ четырех видов противолежания (получает развитие в Тор. II, 7-8; Met. V, 10), различение пяти видов предшествования (получает развитие в Met. V, 11), анализ понятия "одновременно" (άμα) (ср. Phys. У), анализ видов движения (ср. Phys. IIIVI) и понятия "обладание" (ср. Met. V, 23).

"Категории" - чрезвычайно популярный у античных комментаторов текст; сохранились комментарии Порфирия, Дексиппа. Аммония, Симпликия, Олимпиодора, Иоанна Филопона и Анонимный комментарий. Текст: лучшее издание греческого текста: L. Minio-RalueIlo (1956); англ. пер. с комментарием: J. L. Ackrill (1963). Рус. пер.: А. В. Кубицкого (1939, редакция 1978 менее удачна). Лот.: Ryle G. Categories.- Idem. Collected Papers, vol. 2. L., 197); Frede M. Categories in Aristotle.- Idem. Essays on Ancient Philosophy. xf., 1987; Husikl. The Categories of Aristotle.- Idem. Philosophical Essays. Oxf., 1952; Rijk L. M. de. The Place of the Categories of Being in Aristotle's Philosophy. Assen, 1952; Frede M. Titel, Einheit und Echtheit der Aristotelischen Kategorienschrift.- Zweifelhaftes in Corpus Aristotelicum, eds. R Moraux, J. Wiesner. B., 1983.

E. Г. Парфенова

В начало энциклопедии