Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КАРУНА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАРУНА

КАРУНА (санскр. karunä - жалость, сострадание) - одна из основных категорий индийского альтруизма, в которой акцент делается на сострадании с другими существами. Каруна как сострадание ко всем живым существам завершает перечисление добродетелей лесного отшельника в "Законах Ману" после изучения Веды, скромности, дружелюбия, внимательности и щедрости (VI.8). По "Йога-сутрам", очищение созна

ния достигается посредством культивирования дружелюбия (см. Майтри), каруны, радости и беспристрастности по отношению к радующимся, страждущим, добродетельным и порочным (1.33). По толкованию Вьясы (6 в.), каруна соотносится со страждущими, а Вачаспати Мишра (9 в.) уточняет, что каруна есть желание разрушить чужое страдание, как если бы оно было своим. Тот же смысл имеет сутра Умасвати из "Татгвадхигамасутры" (до 5 в.), где каруна означает сострадание к заблуждающимся (VII.6). В сочинении другого джайнского философа Джинавардхана Сури (15 в.) каруна наряду с некоторыми другими проявлениями души относится к классу желания (иччха) - в отличие от нетерпения, эгоизма и т. д., относимых к ненависти (двеша).

Наиболее полное развитие концепция каруны получает в буддизме. В Палийском каноне каруна, наряду с дружелюбием, симпатической радостью и равнодушием, относится к четырем совершенным интенциям сознания (первые две считаются дополнительными к двум последним - основным). В комментарии к собранию ранних палийских суп "Сугга-нипате" 128 (к супе 73) каруна определяется как желание устранить несчастье и печаль в жизни других. В буддизме махаяны каруна составляет первое совершенство (парамита) стремящегося следовать путем бодхисаттвы и соответствует щедрости. В махаянских текстах каруна описывается как любовь ко всем существам и уподобляется любви матери к ребенку, но, в отличие от "обычной" любви (прия, кама, тришна), не укоренена в дихотомиях (свое - чужое и т. п.) и не является эгоцентричной, не связана с незнанием, как "обычная" любовь, которая часто порождает противоположную страсть - ненависть. Образцом каруны считается сам Будда; в сочетании с мудростью (праджня) она составляет один из двух столпов буддизма. Каруна входит в знаменитый обет бодхисаттвы, который может быть сформулирован примерно так: "Пока есть хотя бы одно несчастное существо в мире, мое счастье не может быть полным". Онтологическая основа этого обета - представление об абсолютном единстве себя и других (паратмасамата) и "взаимозаменимость" себя и другого (паратмапаривартана), так, чтоодин может брать на себя страдания других. С точки зрения высшей истины, однако, никто на себя ничьих страданий не берет, потому что при их взаимозаменимости нет никакого "себя", а следовательно, и "другого". Буддисты частично это осознавали, т. к. связывали идеал каруны с учением о пустоте: "я" и другие, хорошее и плохое, приятное и неприятное и т. д. относятся лишь к разграничениям обыденного сознания, к сфере относительной истины. В махаяне популярно понятие "махакаруна" ("великое сострадание"), соотносимое с самой природой будд. "Великим состраданием" обладали Шакьямуни (исторический Будда), Вайрочана, Бхайшьяджаягуру, Амитабха, Акшобхья и др. Среди категорий махаяны, особенно близких к каруне, - пуньякшетра ("поле заслуги"), ибо каруна (как щедрость) в наибольшей степени приносит заслугу.

Лит.: Hamilton H. The Idea of Compassion in Mahäyäna Buddhism.- "Journal of American Oriental Society", 1950, v. 70, p. 145-51; BurtfA. The Teachings of the Compassionate Buddha. N.Y, 1955; Weiler R. W. The Buddhist Act of Compassion.- Indological Studies in Honour of W. Norman Brown, ed. by E. Bender. New Haven, 1962, p. 238-50.

В. К. Шохин

В начало энциклопедии