Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КАТАРСИС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАТАРСИС

КАТАРСИС (от греч. κάθαρσις - очищение) - термин древнегреческой философии и эстетики, выражающий синкретический характер этического, эстетического и религиозно-мифологического сознания, а также существенные интенции и свойства эстетического переживания. Согласно Ямвлиху, катарсис как особый метод очищения души с помощью музыки был разработан Пифагором: "он сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душевных сил" (Iamb. De vita Pyth. 15,64,2-7). Пифагор очищал души своих последователей от страстей и восстанавливал добродетельные свойства каждой, используя мелодии как правильно смешанные лекарства. "Музыкальное исцеление" (μουσική ιατρεία) применялось пифагорейцами как "весьма полезный способ исправления человеческих нравов и образа жизни" (ibid., 25,110). Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля. Платон понимал катарсис универсально-метафизически; согласно его учению, "истин

ное - это действительно очищение от всех (страстей), а рассудительность, справедливость, мужество и само разумение - средство такого очищения" (Федон, 69 с). Очищение души от всего телесного является условием истинного познания - созерцания вечных идей.

Аристотель развивал не столько метафизическое, сколько естественнонаучное (медицинское) и художественно-эстетическое понимание катарсиса. Учение о трагическом катарсисе излагается в 1-й кн. "Поэтика": "трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем (подражание) при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов" (Poet., 1449b24-28). Трагедия вызывает в душе чувства "сострадания и страха" - сострадания к безвинно несчастному, и страха - перед несчастьем человека, подобного нам. В ходе драматического действия страх заменяется страхом осознанным, сострадание становится истинным, а подавленное настроение сменяется настроением гармоничным и уравновешенным, - т. о. сознание человека очищается от аффектов.

Аристотелевское учение о трагическом катарсисе в последующие эпохи трактовалось в соответствии с тем, что было определяющим во взглядах того или иного мыслителя: у Лессинга преобладает нравственное истолкование катарсиса, у Гёте - гармоническое, у Гегеля - примиренческо-умиротворяющее, у Ясперса - психоаналитическое и т. д. Однако, каковы бы ни были эстетические концепции катарсиса, он остается одной из главных целей искусства. "Ужас и мучительное страдание - именно по формуле Аристотеля - поднимаетунас со дна души "жестокая"... муза Достоевского, ной приводит нас всегда к возвышающему, освобождающему потрясению, запечатлевая этим подлинность и чистоту своего художественного действия, - как бы мы ни истолковывали "очищение", это понятие, о содержании которого столько спорим с точки зрения психологической, метафизической или моральной" (Иванов Вячеслав. Лик и личины России.- В кн.: Эстетика и литературная теория. М., 1995, с. 360).

Лит.: Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1951; Лосев А. Ф., Шестиков В. П. История эстетических категорий. М., 1965, с. 85-99; Лосев/S. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития, кн. U.M., 1994.C.76-87.

К. М.Долгов

В начало энциклопедии