Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КАРСАВИН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАРСАВИН

КАРСАВИН Лев Платонович [30 ноября (12 декабря) 1882, Петербург - 20 июля 1952, концлагерь Абезь, Коми АССР] - русский историк-медиевист, философ и богослов. В дореволюционный период занимался исследованиями религиозной истории и культуры западного Средневековья, принадлежал к исторической школе И. М. Гревса в Петербургском университете. Наряду с конкретными штудиями францисканства, а также сект и ересей 12-13 вв. развивал общие концепции культурфилософии и методологии истории, где ставились задачи целостной реконструкции мировоззрения, поведения и образа жизни человека определенной эпохи и в большой мере предвосхищались подходы современной культурологии - "исто

рической антропологии" на Западе, А. Я. Гуревича и его школы в СССР. В годы революции происходит постепенный поворот Карсавина от медиевистики - через проблемы теории и философии истории - крелигиозной метафизике. В 1921-22 его работы подвергаются грубым нападкам советской прессы, и осенью 1922 его высылают в Германию в составе большой группы известных философов, ученых и общественных деятелей.

В 1922-26 Карсавин живет в Берлине, читает лекции в Религиозно-философской академии и Русском научном институте, выпускает ряд крупных философских трудов ("Философия истории", 1923; "Джордано Бруно", 1923; "О началах", 1925). В 1925-29 он сотрудничает с Евразийским движением, один из его ведущих идеологов и теоретиков; живя в 1926-28 во Франции, в Кламаре (близ Парижа), он входит в число лидеров "кламарского евразийства" - левого, пробольшевистского крыла движения (хотя, в отличие от других лидеров, его пробольшевизм ограничивается лишь некоторыми идейными тенденциями). В 1928 Карсавин переезжает в Литву, получив кафедру истории в Каунасском университете. Придав зрелую, четкую форму своей метафизике в трудах "О личности" (1929) и "Поэма о смерти" (1931), он возвращается к истории; главная работа 1930-х гг. - написанная по-литовски многотомная "История европейской культуры" (т. 1-5. Каунас, 1931-37, не завершена). Стремясь быть с Россией, Карсавин не уезжает на Запад из Литвы ни в 1940, ни в 1944, однако не приемлет и советского марксизма и тоталитаризма, ведет себя независимо и летом 1949 арестовывается. Заболев туберкулезом в тюрьме, он был направлен в инвалидный лагерь, где до последних дней писал религиозно-философские труды и беседовал с узниками, передавая свое учение.

Учение Карсавина - система христианской метафизики, принадлежащая, вместе с философией С. Л. Франка, к той линии постсоловьевской метафизики всеединства, в которой базисная концепция всеединства строится под влиянием Николая Кузанского. Однако в отличие от Франка, Карсавин опирается у Кузанца не на апофатические идеи непостижимого, ученого незнания и т. п., но на конструктивную интуицию contractio, стяженного. Эта идея делается основой сложной конструкции всеединства как иерархии "моментов" разных порядков, в которой моменты высшие стяженно, несовершенно актуализуются в низших. Этот структурный принцип всеединства подчинен у Карсавина динамическому принципу триединства, троичной парадигме становления и развития: всеединство выступает как статичный аспект, "остановка и покой", "моментальный срез" триединства. Связь с онтологией и догматикой христианства устанавливает постулат о тождестве совершенного триединства, Бога и личности; несовершенными же реализациями триединства и всеединства признаются любые субъекты развития - индивиды, социальные группы, нации, церкви... Коллективные субъекты Карсавин именует "симфоническими личностями", и их анализ на базе иерархической модели всеединства (имплицирующей и особую концепцию времени и "всевременности") составляет основу его социальной философии и философии истории. Целокупный же мир связан с Богом как несовершенство с совершенством, причем первое есть "тварь", получающая бытие от второго в акте творения. Наделение твари бытием - самоотдача и жертвенная смерть Бога, акт любви Его к твари; тварь же имеет сутью своего бытия - ответный жертвенный акт, в котором она свободною волей возвращает бытие Богу, принимая смерть и обретая жизнь-чрез-смерть, пакибытие в Боге. Т. о., метафизика всеединства выступает как философия любви, смерти и жертвы; аффективные и экзистенциальные начала вводятся непосредственно в онтологию, в чем мысль Карсавина оказывается созвучна современной феноменологической, диалогической и экзистенциальной философии. Эти тенденции отразились и в том, что две из основных философских книг Карсавина "Noctes Petropolitanae" (1922) и "Поэма о смерти" - тексты лирико-философского, исповедального стиля.

Опубликованные в малодоступных изданиях, сложные по идейной и стилистической фактуре, философские сочинения Карсавина лишь недавно начали издаваться и изучаться; многие черты его философии вызывают сегодня интерес, и внимание к ней растет; в разных странах проходят Карсавинские чтения (Вильнюс, 1989; Санкт-Петербург, 1991,1996;Дижон, 1996). Соч.: Религиозно-философские сочинения, т. 1. М., 1992; Философия истории. СПб., 1993; Малые соч. СПб., 1994; О началах (Опыт христианской метафизики).- Соч., т. 6. СПб., 1994; Основы средневековой религиозности.- Там же, т. 2. СПб., 1997.

Лит.: Зеньковский В. В. История русской философии, т. 2, ч. 2. Л., 1991; Лосскии И. О. История русской философии. М., 1991; Ванеев А. А. Два года в Абези. В память о Л. П. Карсавине. Брюссель, 1990; ШтейнбергА.З. Друзья моих ранних лет (1911-1928). Париж, 1991.

С. С. Хоружий

В начало энциклопедии