Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КАССИРЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАССИРЕР

КАССИРЕР (Cassirer) Эрнст (28 июля 1874, Бреславль, ныне Вроцлав - 13 апреля 1945, Принстон, США) - немецкий философ, представитель Марбургской школы неокантианства. Учился у Г. Когена, профессор в Берлине и Гамбурге (1919-33), ректор Гамбургского университета (1930-33). С 1933 в эмиграции: Оксфорд (Великобритания), в 1935-41 в Гётеборге (Швеция), с 1941 - профессор Йельского университета (США). В первый период творчества занимался исторической и систематической разработкой теории познания, ориентируясь на философские проблемы естествознания. Во второй период (1919-33) создает оригинальную философию культуры, выходя за традиционные рамки неокантианства. В поздний период обращается к философско-антропологической и социально-философской проблематике.

В четырехтомном труде "Проблема познания в философии и науке Нового времени" (Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft derneueren Zeit, 1906-1950) Кассирер первым вводит в историю философии имена Кеплера, Галилея, Хюйгенса, Ньютона и Эйлера. Формирование фундаментальных научных понятий он стремится понять в общем культурно-историческом контексте эпохи, усматривая взаимосвязь между естественнонаучными теориями и господствующими теологическими и метафизическими воззрениями.

Вслед за Г. Когеном и П. Наторпом Кассирер устраняет из кантовской системы понятие "вещи в себе": "многообразное" опыта создается, согласно Кассиреру, самим мышлением. Соответственно пространство и время рассматриваются им уже не как "трансцендентальные формы созерцания", а как мыслительные формы. Сочетая трансцендентальный априоризм с историзмом, Кассирер распространяет историзм не только на содержание понятий, но и на категориальные структуры рассудка.

Главный труд раннего периода - "Понятие о субстанции и понятие о функции. Исследование фундаментальных вопросов критики познания" (Substanzbegriff und Funktionsbegriff. Untersuchungen über die Grundfragen der Erkenntniskritik, 1910).

Оставаясь в рамках "трансцендентальной логики" в интерпретации Г. Когена, Кассирер стремится обнаружить первоначальные всеобщие мыслительные структуры. Не считая таковыми кантовские "категории рассудка", ибо они вовлечены в процесс исторических изменений, Кассирер относит к "инвариантам познания" - общезначимым "фундаментальным отношениям", или "функциональным формам" рационального и эмпирического познания - понятия числа, величины, пространства, времени, каузальности, взаимодействия и т. д. Объективация и систематизация опыта возможны только на основе этих "форм-отношений", образующих структуру чистого (т. е. априорного) мышления.

Образцом процесса образования понятий для Кассирера становится процесс образования рядов в математических функциональных понятиях. "Всякое образование понятий связано с определенной формой образования ряда. Мы говорим, что некоторое чувственное многообразие логически постигнуто и упорядочено, когда члены его не находятся друг подле друга без всяких взаимных отношений, но вытекают и располагаются в необходимом поряже согласно некоторому творческому основному отношению из одного определенного начальног® члена. Тождество этого творческого отношения, остающееся неизменным при всем разнообразии отдельных содержаний сознания, и составляет специфическую форму понятия. А вопрос о том, возникает ли из сохранения этого тождества отношения под конец абстрактный предмет, общий образ представления является лишь психологической, второстепенной проблемой, не затрагивающей логической характеристики понятия" (Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции, 1912, с. 27). Обосновывая такой гносеологический "функционализм", Кассирер критикует онтологизм и "субстанциализм" в теории образования понятий, имея в виду прежде всего сенсуалистическую, аристотелевско-локковскую "теорию отражения", оставляющую на долю познающего субъекта лишь пассивное восприятие впечатлений и их последующую обработку путем абстрагирования. Основному понятию теории отражения "впечатление" (Eindruck) Кассирер противопоставляет понятие "выражение" (Ausdruck), подчеркивая творчески-активное формирование "картины мира" человеческим сознанием.

Главный труд второго периода - трехтомная "Философия символических форм" (1923-29) рассматривает "символическую функцию" в качестве высшего универсального принципа, объединяющего различные формы культуры ("формы выражения творческой энергии духа") - науку, язык, миф, религию, искусство, которые сохраняют при этом свою автономию и своеобразие.

В "Опыте о человеке" (An Essay on Man, 1944), главной работе третьего периода, Кассирер эксплицирует философскоантропологические предпосылки философии символических форм, считая, что понятие "разума" в силу свой узости не может охватить все формы культуры ("символические формы"). В "Мифе о государстве" (The Myth of the State, 1946), размышляя о судьбах европейской культуры и западной цивилизации в свете событий 2-й мировой войны, Кассирер констатировал неспособность человечества противостоять натиску политического мифомышления: ошибочным было бы думать, будто мифы владели умами и сердцами людей только в древности, ибо мифы уходят корнями в человеческие эмоции и потому не исчезнут никогда.

Кассирер - автор многочисленных историко-философских исследований. Взгляды его оказали большое влияние на философию, социологию, историю кулыуры и науки, философскую и культурную антропологию, теорию мифа и языка. Соч.: Теория относительности Эйнштейна. П., 1922; Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

А. Н. Малинкин

В начало энциклопедии