Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ШАО ЮН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШАО ЮН

ШАО ЮН (Шао Яофу, Шао Канцзе, Байюань сяньшэн - "учитель из Байюаня") [1011, Фанянь или Гуйчэн (современный уезд Хуэйсянь провинции Хэнань) - 1077] - китайский философ, один из основных создателей неоконфуцианства - "пяти учителей эпохи Сун" (наряду с Чжан Цзаем, ЧжоуДуньи, Чэн И и Чэн Хао). Основные сочинения - "Хуан цзи цзин ши" ("Упорядочение мира Высочайшим пределом"), "Юй цяо вэнь да" ("Вопросы и ответы рыбака и дровосека").

Создал целостное учение об идеальной ("прежденебесной" - сянь тянь) структуре Вселенной, единосущной человеческому сознанию и психике (синь - "сердцу") и выраженной в системе нумерологических соответствий. Считал "числа" (шу) и "образы" (сян), воплощенные в графических схемах - триграммах и гексаграммах (см. Гуа) "Чжоу и", абсолютно адекватными выражениями всех вещей и явлений; при этом числа первичны - они "рождают символы". Свое учение Шао Юн называл "учением об образах и числах" (сян шу чжи сюэ) по аналогии с одним из направлений ицзинистики ("науки об "И цзине"", или "науки о переменах", см. "Чжоуи") эпохи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.), а также "учением о прежденебесном". С помощью чертежей толковал последовательности триграмм и гексаграмм, традиционно приписываемые мифическому основателю китайской цивилизации Фуси, как "прежденебесный план" - выражение идеального порядка мировых трансформаций ("превращений" - хуа), существовавшего до возникновения Неба и Земли. У Шао Юна этот порядок выступал воплощением "Великого предела" (тай цт), который прямо отождествлялся им с дао и рассматривался как некий график мирового процесса. Развивая тезис Мэн-цзы "Вся тьма вещей имеет полноту во мне" и вытекающие из него идеи самосовершенствования как условия "упорядочения" Поднебесной, Шао Юн идентифицировал человеческое "сердце" с "Великим пределом" и дао, а само "учение о прежденебесном" - с "законом сердца". Из "сердца", так же как из тождественного ему "прежденебесного плана", исходят "тьма превращений и тьма дел", поэтоwj <ак"мйаяю "ЗЯЖЙУЗ йвссда" даяж&о оСйсдачтоъ ддаальный миропорядок. Полагал, что регресс и гибель человеческого общества подчиняются универсальным циклическим закономерностям: два периода расцвета (эпохи правления "императоров" (хуан), затем "государей" (ди)) сменяются периодами упадка - правления "царей" (ванов), а затем периодом разрушения - правления "деспотов/гегемонов" (ба). Предложил концепцию космических циклов, структурно подобных году: цикл, равный 129 600 годам, состоит из 12 эпох, те - из 30 "оборотов" каждая, "оборот" включает 12 поколений по 30 лет. Начало цикла обозначается гексаграммой, выражающей равновесие сил инь ян, а заканчивает его гексаграмма, обозначающая максимум силы инь. В первую эпоху цикла рождается Небо, во вторую - Земля, в третью - человек, шестая - вершина общественной гармонии, пик которой пришелся на 3-е тысячелетие до н. э., после чего нарастание силы инь ведет Вселенную к концу в завершение 12-й эпохи. Затем начнется новый цикл. Сот.: Ичуань цзи жан цзи (Сборник произведений о вспахивании земли в Ичуане). Цзюаны 1-20, в изд.: Сы бу цун кань. Папка 151, т. 1702-1705. Шанхай, 1929; Хуан цзи цзин ши шу (Книга об упорядочении мира Высочайшим пределом). Шанхай, 1936; Liu Da (transi.). I Ching Numerology: Based on Shao Yung's Classic "Plum Blossom Numerology". S. F., 1979.

А. Г. Юркевич

В начало энциклопедии