Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ШАНКАРА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШАНКАРА

ШАНКАРА (йankara) - индийский религиозный философ и проповедник, основатель школы адвайта-веданта. В западной исследовательской традиции долгое время держалась датировка К. П. Тиле, относившего время жизни Шанкары к 788-820; однако в последнее время датировка сместилась к 7 - нач. 8 в. Шанкара родился в селении Калади в Керале; в индийской агиографической литературе он считается воплощением самого Бога Шивы. Еще в детстве приняв обеты бродячего аскета-санньясина, Шанкара начинает свою литературно-философскую деятельность под руководством учителя Говинды. К предшественникам Шанкары традиция причисляет Гаудападу, автора трактата "Мандукья-карики", учителей Бхартрипрапанчу и Сундарапандью, а также отчасти грамматиста Бхартрихари.

Основные труды: Комментарий ("Бхашья") на "Брахма-сугры" Бадараяны, комментарии к основным Упанишадам, Комментарий к "Бхагавадгите", трактаты "Упадеша-сахасри" ("Тысяча учений"), "Вивека-чудамани" ("Жемчужина различения"), "Атма-бодха" ("Пробуждение Атмана"), стихотворные циклы "Дакшинамурти-стотра" ("Восхваление благодатного [Шивы]"), "Шивананда-лахари" ("Волна блаженства Шивы") и др.

8 традиционном сознании сущность учения Шанкары выражена в популярном санскритском стихе: "Брахман - истина, мир - ложь, душа неотличима от Брахмана". В целом адвайта Шанкары оказалась первой вполне оформленной и наиболее влиятельной школой в рамках веданты. Опираясь на тексты Священного Писания, Шанкара предлагает собственную интерпретацию отношений между Богом и миром; он стремится прежде всего примирить речения Упанишад о Брахмане как источнике вселенной с не менее авторитетными речениями о его неизменности. Согласно Шанкаре, Брахман - это высшая и единственная реальность; он не просто един - с точки зрения "высшей истины" (парамартхика) с ним никогда ничего не происходило, а все многообразие природно

го мира обязано своим феноменальным существованием майе, или "космической иллюзии". Майя - это творящая сила (шакти), илисвоего рода оборотная сторона самого Брахмана; в своем гносеологическом аспекте майя тождественна авидье, или неведению. Именно майя-авидья мешает осознать, что духовное начало, или Атман, каждого живого существа абсолютно тождественно высшему Брахману. Освобождение индивидуальной души из-под власти иллюзии и прекращение сансарного цикла перерождений возможно лишь как возвращение ее к Брахману как чистому знанию.

Шанкара был не только философом-теоретиком, но и выдающимся религиозным деятелем, талантливым проповедником своего учения. Многочисленные агиографии повествуют о "диг-виджае" Шанкары, т. е. о "завоевании сторон света" - о странствиях адвайтиста, во время которых он участвовал в публичных диспутах и обращал в свою веру множество сторонников. Хотя упадок неортодоксальных учений в Индии начался еще до рождения адвайтиста, традиция связывает именно с именем Шанкары окончательное вытеснение буддизма из страны. Шанкара реформировал, а точнее, заново создал монастырскую организацию индуизма, во многом взяв за образец буддийскую сангху. В жизнеописаниях Шанкары перечислены десять основанных им индуистских монастырей и десять монашеских орденов аскетов-санньясинов; четыре из этих монастырей - в Шрингери, Канчи, Двараке и Пури - сохраняют свое значение и по сей день.

Соч.: Srойankara-granthavalT. Madras, 1978-83; Brahma-sutra-bhдsya, transi, by Swami Gambturananda. Calcutta, 1972; Eight Upanisads. With the Commentary of Sankara, transi, by Swami Gambhîrananda. Calcutta, 1956; Gîta in Sankara's Own WM - ds, transi, into english by V. Panoli, v. 1-4. Madras, 1979.

Лит.: Костюченко S. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983; Исаева H. В. Шанкара и индийская философия. М., 1991; Deussen P. Das System des fcdänta, nach den Brahma-Sutras des Badarayana und dem Commentare des Cankara über dieselben als ein Compendium der Dogmatik des Brahmanismus vom Standpunkte des Cankara aus dargestellt. Lpz„ 1883; Max von Walleser. Die ältere Vfedänta. Hdib., 1910; Ghate V. S. Le edânta: étude sur les Brahmasutras et leurs cinq commentaires. P., 1918; Lacombe 0. L'Absolu selon le fedânta. P., 1937; Devanandan P. D. Thé Concept of Maya. L., 1950; Hacker P. Untersuchungen über Texte des frühen Advaita-väda, Bd l. Die Schüler Sankaras.- "Akademie der Wissenschaften und der Literatur" (Wiesbaden), 1950, N 26, S. 1907-2072; Mahadevan N. M. P. Hymns of Sankara. Madras, 1970; Halbfass W. Kumärila and Sankara. Reinbek, 1983.

H. В. Исаева

В начало энциклопедии