Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ШИИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШИИЗМ

ШИИЗМ (араб. шй'а - приверженцы, сторонники) - второе (после суннизма) крупное течение ислама, приверженцы которого составляют 10-15% всех мусульман. Шиизм объединяет различные ответвления, общим для которых является легитимизм - признание за "семьей Мухаммада" ('ахл ал-байт) исключительного права на верховную, религиозную и политическую власть в мусульманской общине. Название происходит от арабского выражения "шй'ат 'Алй", приверженца 'Дли-двоюродного брата Пророка, его воспитанника, и зятя, мужа его дочери Фатимы, через которую у Мухаммада появились единственные потомки мужского пола - ал-Хасан и ал-Хусайн.

В центре шиитского спектра стоят имамиты (или иснаашариты, т. е. дюжинники или двунадесятники - по числу признанных ими имамов-предводителей), представляющие самую многочисленную общину шиитского ислама, вследствие чего обычно их отождествляют с шиизмом как таковым. С нач. 16 в. имамитское учение становится государственным вероисповеданием Ирана. В Ираке имамиты составляют половину населения страны, их общины существуют также в Ливане, Сирии и других странах.

Подобно суннитам, имамиты основывают свою доктрину на Коране и сунне. Но к хадисам - преданиям, возводимым к Пророку, они присоединяют предания, возводимые к своим имамам (при строгом различении, однако, техидругих). Кроме того, сами хадисы Пророка обычно имеют у них иные линии передачи, нежели в суннитском исламе, хотя по содержанию большинство хадисов совпадают Вместе с тем Коран и сунну, и вообще религию, имамиты понимают в соответствии не только с их внешним значением, но с их внутренним, сокровенным смыслом. Эзотеризм пронизывает всю шиитскую религиозность, включая народную.

Имамитское вероучение имеет пять принципов: единобожие, справедливость Божия, пророчество, имамат, воскресение. Первый, третий и четвертый догматы в сущности общие с суннитским исламом. В понимании второго принципа между ними имеются некоторые различия, ибо шииты переняли у мутазилитской школы калама концепцию свободы человеческой воли (без этой свободы было бы несправедливо признать человека ответственным за свои поступки). Радикальное же расхождение с суннитским вероучением обнаруживается только в четвертом догмате - в учении об имаме-халифе.

Согласно имамитской теократической (точнее иерократической) концепции, имам наделен особой духовностью, безгрешен и непогрешим, посвящен в сокровенные стороны религии и иное тайное знание. Он не избирается, а назначается. Первый же имам, 'Алй, был определен самим Пророком в качестве своего преемника. Цепь двенадцати имамов из рода 'Алй замыкает ал-Махдй, который, как полагают, не умер, а с 9 в. перешел в состояние "сокрытости" (гайба), которое длится до кануна конца света, когда имам вновь появится, "чтобы наполнить мир правдой и справедливостью". Но скрытый имам продолжает руководить общиной, незримо направляя богословов-муджгахидов, имеющих, т о., право самостоятельного толкования норм религии.

Справа (т. е. ближе к суннитам) от имамитов стоят зайдиты, у которых функции имама фактически тождественны с функциями суннитского халифа. Левый же (или "крайний", гулат) шиитский спектр гл. о. охватывает исмаилитов (см. Исмаилизм), друзов, нусайритов (алавитов), развивших эзотерическую доктрину имамата в сложную теософскую систему. В целом для последних течений шиизма характерна тенденция к обожествлению имамов, а в практическом отношении - антиномизм.

В имамитском шиизме процветали те же религиозные дисциплины, что и в суннитском исламе - коранистика (особенно экзегетика), хадисоведение, юриспруденция-фикх. Имамитская, или джафаритская, школа фикха, основанная шестым имамом Джа'фаром ас-Садиком (ум. 765), отличается от суннитских школ не больше, чем эти школы расходятся между собой. В настоящее время она канонизирована суннитами наравне с их четырьмя школами.

Шиизм развивал и спекулятивную теологию - калам. На раннем этапе, по-видимому, теологическая мысль шиизма тяготела к антропоморфизму. Крупнейшему ее представителю Хишаму Ибн ал-Хакаму (ум. 814) доксографы (прежде всего суннитской ориентации) приписывают представление о Боге как о теле, "по высоте уступающем горе Абу Кубайс", но постепенно шиитская теология осваивала рационализм мутазилитов, заимствовав у них антиантропоморфную, абстрактную концепцию божества и антидетерминистскую позицию в вопросе о свободе воли (отвергая одновременно мутазилитские воззрения, несовместимые с шиитской политической доктриной имамата). Видными мыслителями имамитской багдадской школы калама были аш-Шайх ал-Муфйд (ум. 1022) и аш-Шарйф ал-Муртап" (ум. 1044). Соединение шиитского калама с арабоязычным перипатетизмом осуществил Насйр ад-Дйн ат-Уусик его ученик ал-Хиллй (ум. 1325).

По сравнению с суннитским исламом шиитская среда оказалась более благоприятной для философии. К шиитам примыкали такие крупные представители восточного перипатетизма, как вл-Фараби и Ибн Сини, а также "Братья Чистоты". Синтез перипатетизма, оти^икнз-мв-иллюминапионизма ас-Сухравардйи суфийской традиции Ибн 'Арабй воплотился в творчестве Кутб ад-Дйна аш-Шйразй (ум. ок. 1311/1317)и особенно представителей процветавшей в Иране в 17 в. "исфаганской школы" философии - Мир Дамада (ум. 1631) и Садр ад-Дйна аш-Шйразй (известного также как Мулла Садра; ум. 1640).

Т. Ибрагим

В начало энциклопедии