Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ШИЛЛЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШИЛЛЕР

ШИЛЛЕР (Schьler) Фридрих (10 ноября 1759, Марбах на Неккаре - 9 мая 1805, Веймар) - немецкий поэт, философ и историк. Характер его мысли определен прежде всего традициями просветительского морализма - английской моральной философии 18 в., а также немецкой "популярной философии". Как моралисту Шиллеру присуще противопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в этом плане он воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей-моралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии сущего (как у Шефтсбери), то для Шиллера противоречивость мира - трагическая судьба. Морализм Шиллера определяет и то, что проблема человека, его истории и человеческого общества - главная в его философии. Здесь он смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гете в сер. 90-х гг. было обусловлено тяготением Шиллера к идеалу гармонической цельности, переживание которой у Гёте было столь же первичным, как у Шиллера представление о расколе действительности, в отличие от Гёте целостность у Шиллера всегда остается равновесием динамической борьбы враждебных сил.

В философских сочинениях Шиллер стремится к преодолению противоположностей. Не противоречие между моралью и склонностью является сущностью человека, как, напр., у Канта, а их согласие в достигшей гармонии "прекрасной душе" ("О грации и достоинстве", 1793), что должно быть достигнуто эстетическим воспитанием ("Письма об эстетическом воспитании", 1795). Придавая динамический характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Шиллер говорит о влечении к материи (чувственном влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных устремлений является влечение к игре, которое, соединяя оба влечения, физически и морально освобождает человека. Если предметом чувственного влечения является жизнь, в самом широком смысле, а предметом влечения к форме - образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т. е. красота. Игра - одно из центральных понятий Шиллера: это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка ("эстетическая реальность") и творит самого себя как всестороннюю гармоническую личность, а общество как общество "эстетическое". В прекрасном, игре Шиллер надеется восстановить внутреннюю целостность личности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть историческое противоречие между реальным и должным в человеческой жизни, современном обществе.

В философии культуры, развитой в статье "О наивной и сентиментальной поэзии" (1795-96), характерно переплетение исторического и типологического планов анализа различных типов культуры. В историческом плане "наивное" - синоним нерефлектированного единства человека с природой, в типологическом плане "наивное" и "сентиментальное" - возможные типы художественного творчества вообще "Наивный" поэт есть сама природа, "сентиментальный" - стремится к природе, и его поэзия идеальна Различие между наивным и сентиментальным искусством есть различие между индивидуальностью и идеальностью, между искусством ограничения и искусством бесконечного стремления к идеалу Здесь Шиллер выступает как предшественник типологического построения в эстетике романтизма (антитеза "классического" и "романтического" - у Φ и А Шлегелей, Шеллинга, а также у Гегеля) В целом философско-эстетические сочинения Шиллера представляют собой значительный шаг в развитии историзма в эстетике

Соч: Schillers Werke Nationalausgabe. Bd 20, 21 ΤΙ 1-2- Philosophische Schriften, hrsg v B Wiese Weimar, 1962-63, в рус пер Coop соч, т 6 M, 1957

Лт.:Асиус В ф Немецкая эстетика 18 в Μ , 1962 η 5, Spranger E Schillers Geistesart gespiegelt in seinen philosophischen Schriften und Gedichten B , 1941, Buchwald K Schiller, neue Ausg , Bd 1-2 (Wiesbaden], 1956, WeseB v F Schiller Stuttg, [1959J, Dilthey W Schiller Gott, [ 1959J, Maller R Studien zum heutigen Schillerbild Gott, |1%1], Staiger E F Schiller, [Z], 1967, Koopma in H Fr Schiller, Tl 1-2 Stuttg, 1977(чит)

А В Михайлов

В начало энциклопедии