Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Щ"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Щ"

ЩЕДРОВИЦКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЩЕРБАТОВ

ЩЕРБАТОВ Михаил Михайлович [22 июля (2 августа) 1733, Москва - 12(23) декабря 1790, там же] - русский писатель, историк, философ. Получил домашнее образование. Состоял на государственной службе. С 1778 - президент камерколлегии, с 1779 - сенатор. В 1787 прекращает служебную деятельность и целиком посвящает себя научным и литературным занятиям, начатым в кон. 1750-х гг. Видный представитель аристократической оппозиции самодержавию. Автор большого числа "записок", "замечаний", проектов, известных узкому кругу лиц. Отдавал предпочтение республике перед монархией, а монархии ограниченной - перед абсолютной. Высказывался за введение конституционных норм правления в России. С 1770 публикует многотомную "Историю Российскую от древнейших времен" (доведя изложение до нач. 17 в.), в которой получили отражение его политические воззрения и философия истории. Его симпатиями пользуются такие ситуации, когда феодальная знать была влиятельной, способной противостоять чрезмерным притязаниям монархической власти. Во 2-й пол. 1780-х гг. написал книгу "О повреждении нравов в России" (впервые опубликована А. И. Герценом в Лондоне в 1858). В ней воссоздана история императорского правления в 18 в., которое Щербатов ставит в связь с падением нравов. К главным издержкам, порожденным самовластием, он относил презрение к истине, нежелание противиться воле монарха, как бы ни противоречила она государственному интересу, власть временщиков, преследующих собственную выгоду. Свои представления о том, каким должно быть государственное устройство, исключающее эти пороки, Щербатов изложил в "Путешествии в землю Офирскую" - первом русском утопическом романе, написанном в 1784 и не увидевшем свет при жизни автора. Соч.: Соч., т. 1-2. СПб., 1896-98; Неизданные соч. М., 1935. Лит.: Артемьева Т. В. М. Щербатов. СПб., 1994. Архивы: ГИМ, ф. 268; РГАДА, ф. 1289.

А. Д. Сухов

ЩЕРБАТСКОЙ

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович (19 сентября 1866, Кельцы, Польша -18 марта 1942, Боровое, Казахстан) - русский буддолог, историк индийской философии. В 1889 окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета; в 1904 там же защитил магистерскую диссертацию по трактату Дхармакирти "Ньяя-бинду" ("Учебник логики"); с 1910 -член-корреспондент; с 1918 -действительный член Российской Академии наук; в 1928-30 возглавлял Институт буддийской культуры в Ленинграде; с 1930 заведовал Индо-тибетским кабинетом Института востоковедения.

Опираясь на широкий круг санскритских и тибетских источников, Щербатской фактически стал инициатором современного исследования буддийской логики и теории познания, а также системного изучения всего наследия буддийского идеализма виджнянавадинов, школы Дигнаги, в контексте ее диалога с реалистическими системами индийской философии (ньяя-вайшешика и миманса). Основываясь на "внутрииндийской компаративистике", Щербатской ввел индийских философов в системный диалог и с западной мыслью. Ставил задачей перевода буддийских текстов их максимальную европеизацию, введение в понятийную сетку современной философской мысли. Уже в "Теории познания и логики по учению позднейших буддистов" (ч. 1-2. СПб., 1906-09) он установил критерием результативности индийских даршан соответствие кантовскому критицизму. В итоговом труде "Буддийская логика" (1930-32) выявил основание системы Дигнаги в установлении генетических различий между "чистым восприятием" и дискурсивным мышлением (важнейшая параллель с Кантом): два источника знания соответствуют двум "реальностям". Щербатской специально исследовал типологические различия индийской и аристотелевской логики, впервые поставил вопрос о проблеме универсалий и отрицательных суждений в индийской философии. Параллели буддийским моделям он усматривал (помимо Канта) в монадологии Лейбница, имперсонализме Юма, диалектике Гегеля, "философии потока" Бергсона, критике основных философских понятий у Брэдли, в "десубстанционализме" Маха и Рассела.

Соч.: The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the term "Dharma". Л., 1923; The Conception of Buddhist Nirvana. Л., 1927; Buddhist Logic, v. 1-2. Л., 1930-32; Papers of Th. Stcherbatsky, transi, by H. С. Gupta. Calcutta, 1969; Further Papers of Th. Stcherbatsky, transi, by H. С. Gupta. Calcutta, 1971. Лит.: Шохин В. К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М.,1998.

В. К. Шохин

ЩУЦКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница