Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ШПЕНГЛЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШПЕНГЛЕР

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (29 мая 1880, Бланкенбург, Гарц - 8 мая 1936, Мюнхен) - немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры, представитель философии жизни. Изучал естественные науки и математику в Мюнхене, Берлине и Галле; с 1908 по 1911 - преподаватель гимназии в 1амбурге; с 1911 жил в Мюнхене. В творчестве Шпенглера можно выделить влияние некоторых идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, а также эстетического учения В. Воррингера. Сам Шпенглер не признавал за философией сколько-нибудь значительной роли в век "цивилизации". Более существенно влияние на него творчества Гете. В первом и главном своем произведении - "Закат Европы" (1-й т. - 1918) Шпенглер выдвинул концепцию культуры, оказавшую большое влияние на общественную мысль 20 столетия ^"i.^tioi-зaumcB ^с1жв№ввЕа1иа"едааы&адйа)а"в5а"н"Е^-я^зсаг ми обширный материал, Шпвтлвр стремится pa.w/wfTfiW-'M^^^ ризонты тргумциониоК -йпад! юИ ш ι wwecKvi'A υ.,υχΑ^'^ΰ ϊ-.pin UK} g ее о. наишпм Пллы - 'ъфопоцешрюм, панлолпм, историзм "линейной" направленности - и пытаясь определи гь действительное место Западной Европы в исторической панораме других культур. Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур, достигших зрелости: это египетская, индийская, вавилонская, китайская, "магическая" (арабо-византийская), "аполлоновская" (греко-римская), "фаустовская" (западноевропейская) культура и культура майи. Это культуры "завершенные", полностью исчерпавшие свои возможности (в дальнейшем Шпенглер собирался сделать предметом обсуждения будущую русско-сибирскую культуру/ fix. существование в разные времена на самых отдаленажт'/^%^а^^^й%^^й%^эду^дд^^с^дсрд ^ о едином процессе мировой истории, а о единстве проявлений жизни во Вселенной. Культура у Шпенглера - это сложившаяся в веках историко-культурная целостность, некое внутреннее единство мышления, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни. Анализ этого стилистического единства форм - основной способ рассмотрения Шпенглером истории. Движение истории, ее логика - это развитие и закономерные превращения (юность, расцвет, упадок) предельно обобщенных культурно-исторических форм. Однако одновременно Шпенглер использует понятие "культура" и в ином плане: единая культура того же исторического целого (по Шпенглеру, ему отведено тысячелетие) до той границы, которая в пределах этого тысячелетия отделяет ее от "цивилизации" - позднего этапа развития, перерождения культуры, резкого надлома всех творческих сил и перехода к переработке уже использованного историей материала. Цивилизация - это симптом и выражение отмирания целого как организма, затухания одушевлявшей его культуры. Здесь можно выделить главную философскую формулу учения Шпенглера: взаимодействие многовековой, убывающей исторической культуры с технобюрократической цивилизацией, предельно обострившийся конфликт между ними; исход его Шпенглер видит трагическим для культуры. Культурология Шпенглера строится на идее предопределенности близкой гибели Запада. Глубоко переживая это, Шпенглер вместе с тем демонстрирует весьма двусмысленную позицию, приветствуя такие, напр., разрушительные факторы "цивилизации", как переизбыток техники, гиперурбанизм, война.

В работе "Человек и техника" (Der Mensch und die Technik, 1932) антиномия "культура-цивилизация" сменяется упрощенно-монистическим представлением о всемирной культуре как всецело "искусственной", "противоестественной". Исключением Шпенглер считает лишь триумф научных открытий, порожденных техническим гением Запада. Техника, по Шпенглеру,- "тактика жизни". Он утверждает трансцендентный характер целей технической деятельности как не содержащей в себе ничего прагматического, ее символическую, "душевно-духовную" необходимость, видя в этом самозабвенное и самоубийственное подвижничество западного человека.

В работах 1930-х гг. происходит изменение политических взглядов Шпенглера: он верит в историческую миссию Германии - привести через диктатуру и авторитет сильной власти к новому объединению цивилизационной эпохи на основе мощной организации и техники. Идеи Шпенглера, высказанные им в работе "Пруссачество и социализм", (Preussentum und Sozialismus, 1922), нацисты в 1930-е гг. восприняли как соответствующие их идеологии. Однако философ отклонил в 1933 предложение национал-социалистов о сотрудничестве, что привело к его опале.

Связав характер наук с общим культурно-историческим контекстом, со всей системой представлений эпохи, Шпенглер смог оценить значение открытий естественных наук, особенно физики, для понимания общей картины мира, как она складывалась в 1920-30-х гг. Он прогнозировал многие тенденции современной науки - напр., возрастающее методологическое единство и сращение отдельных дисциплин, насыщенность научного языка символикой и т. д. Ряд его идей оказались созвучными положениям, выдвинутым в 1960-70-е гг. исторической школой в науковедении (Т. Кун, П. Фейерабенд, К. Хюбнер).

Шпенглер первый поставил вопрос о месте и роли техники в истории, об универсальном характере ее воздействия на природу и общество, об ее автономности. Различные стороны его учения были восприняты многими философами 20 в., в т. ч. М. Хайдеггером, X. Шельски, X. Ортегой-и-Гассетом, X. Сколимовски и др.

Соч.: Fragmente aus dem Nachlass. Munch., 1965; в рус. пер.: Закат Европы, т. 1. М., 1993; т. 2. M., 1998; Пруссачество и социализм. Пг., 1922; Человек и техника.- В кн.: Культурология. XX век. Антология. М., 1995, с. 454-494.

Лит.: Лазарев В. Н. Освалвд Шпенглер и его взгляды на искусство. М., 1922; Бердяев Н. А., Букшпан Я. М; Степун Ф. А., Франк С. Л. Освальд Шпенглер и Закат Европы. М., 1922; Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. l. M., 1930, с. 38-63; АверинцевС. С. "Морфология культуры" Освальда Шпенглера.- "Вопросы литературы", 1968, № 1; Тавризян Г. М. О. Шпенглер. И. Хейзинга. Две концепции кризиса культуры. М., 1989; Schroter M. Der Streit um Spengler. Kritik seiner Kritiker. Münch., 1922; Spengler-Studien. Festgabe für M. Schroter zum 85. Geburtstag, hrsg. von A. M. Koktanek. Münch., 1965; KoktanekA. M. Oswald Spengler in seiner Zeit. Mьnch., 1968.

Г. М. Тавризян

В начало энциклопедии