Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
АБХИНАВАГУПТА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АБХИНАВАГУПТА

АБХИНАВАГУПТА (Abhinavagupta) (кон. 10-нач. 11 в.) - индийский религиозный философ и эстетик, один из наиболее ярких представителей кашмирского шиваизма, в частности его недуалистического направления. Непосредственным учителем Абхинавагупты был философ и тантрик Утпаладева (нач. 10 в.). Основные труды: Комментарий к трактату Утпаладевы "Ишвара-пратьябхиджня" ("Ишвара-пратьябхиджня-вимаршини") и "Толкование" к нему ("Ишвара-пратьябхиджня-виврити-вимаршини"), трактаты "Тантра-сара" ("Сущность тантры"), "Тантраалока" ("Свет тантры"), "Пара-тримшика-виварана" ("Толкование тридцати [шести шлок] о Верховной (Богине]") и др., ряд сочинений по эстетике и теории драмы. Обычно творчество Абхинавагупты подразделяют на три основных периода. Первый из них-тантристский-посвящен прежде всего обобщению ритуальной практики кашмирского шиваизма, причем особое внимание уделялось религиозному направлению "Трика". Во второй период Абхинавагупта писал в основном работы по эстетике и поэтике (Комментарий к "Натья-шастре", или "Шастре о драматическом искусстве", "Лочана" ("Глаз") - Комментарий к трактату "Дхваньялока" ("Свет дхвани") Анандавардханы. Наконец, к третьему периоду творчества относятся собственно философские его работы, в которых он стремился найти приемлемый синтез между двумя главными философскими школами кашмирского шиваизма-школой спанда и школой пратьябхиджня.

В основе учения Абхинавагупты-представление о космическом союзе двух сущностей (точнее, двух аспектов одной и той же нераздельной сущности), которые персонифицированы в образе Шивы и его возлюбленной Шакги. В этом соединении Шива являет собой ясный, незамутненный свет созерцания (пракаша), тогда как Шакти символически обозначает динамический, активный аспект рефлексий, ее интенциональность, направленность вовне (вимарша). Две стороны сознания пребывают в состоянии постоянной пульсации, волнообразного движения (спанда), в соответствии с ритмами которого развертывается и снова свертывается вся вселенная. Деятельное движение Шакти вместе с тем является своего рода проекцией внутренних потенций, латентно заложенных в сердце самого Шивы; именно благодаря позволению верховного Господа энергия Шакти проявляется внешним образом-прежде всего как фоническая энергия Высшей Речи (ибо каждый очередной цикл проявления мира неизменно начинается с возобновления алфавита, с восстановления священных текстов-своего рода всеобщей парадигмы тварного т ра), а затем и как полнота прочих явлений и предметов вселенной. Та же пульсация сознания проявляется в каждом живом существе, и как только адепт верно угадывает в себе эту природу, он приходит к внезапному мистическому озарению (пратибха), "узнаванию" (пратьябхиджня) себя самого как верховного Господа.

Та же концепция внезапного постижения нашла отражение и в эстетической теории Абхинавагупты. С его т. зр., художник и зритель, поэт и слушатель принципиально равновелики в своем творческом усилии; радостная дрожь "узнавания", приносящая эстетическое наслаждение, возможна лишь потому, что в их душах изначально заложена одна и та же сущность (концепция "сахридая", или представление о "со-сердечном" слушателе). Само представление об эстетическом наслаждении (раса) сближается у Абхинавагупты не столько с идеей удовольствия, "вкушения", сколько все с той же онтологической страстью. В мгновение этой страсти, в переживаемом восторженном изумлении (чаматкара) адепт как бы очищается от наносных, суетных забот и ему открывается истинная природа мира (в этом смысле раса Абхинавагупты на удивление близка греческому понятию катарсиса, каким оно предстает в "Федоне" Платона). Крупнейшим учеником и последователем Абхинавагупты был Кшемараджа, также помимо философии интересовавшийся проблемами поэтики.

Сот.: Isvarapratyabhijnakarika by Utpaladeva, with Vmiaisini by Abhinavagupta, ed. by M. S. Kaul, v. l.-2.-"Kashmir Series of Texts and Studies", 1918-22, N 22, 33; Tantrasara by Abhinavagupta, ed. by M. S. Kaul.-Ibid., 1918, N 17; Isvarapratyabhijnakarikavimarsini, engl. transi, by К. С. Pandey. Benares, 1954; L'Essenza dei Tantra, tr. R. Gnoli. Torino, 1960; Tantraloka. La Luce délie Sacre Scritture, tr. R. Gnoli. Torino, 1972; II Commento di Abhinavagupta alla Paratrimsika, tr. R. Gnoli. Roma, 1985; La Lumiàre sur les Tantras. Chap. 1 à'5 du Tantraloka, trad. et comm. par L. Silbum et A. Padoux. P., 1998.

Лит.: Исаева H. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. M., 1997; Pandey К. С. Abhinavagupta. An Historical and Philosophical Study. Varanasi, 1963; Κα" R. K. The Doctrine of Recognition. Pratyabhijna Philosophy. Hoshiapur, 1967; Gnoli R. The Aesthetic Experience According to Abhinavagupta. Benares, 1968; Silbum L. Hymnes de Abhinavagupta. P., 1970; Rashavm V. Abhinavagupta and His Works. Varanasi, 1981; PadouxA. Vac. The Concept of the Word in Selected Hindu Tantras. Albany, 1990.

H. В. Исаева

В начало энциклопедии