Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПРОКЛ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРОКЛ

ПРОКЛ (Πρόκλος) Диадох (8 февраля 412, Константинополь - 17 апреля 485, Афины) - греческий философ-неоплатоник. О жизни его известно из биографии, написанной его учеником Маринам ("Прокл, или О счастье"), а также из фрагментов "Жизни Исидора" Дамаския. Учился у грамматиста в родном городе его родителей, Ксанфе Ликийском, риторике и римскому праву - в Александрии, но после путешествия в Константинополь решил посвятить себя философии. Вернувшись в Александрию, Прокл занимается философией Аристотеля и математикой, а затем в конце 430 или в начале 431, в возрасте 19 лет, отправляется в Афины. Здесь он обращается к Сириану, преподававшему платоновскую философию, который сводит его с Плутархом, официальным главой Академии, Прокл читает с Плутархом "О душе" Аристотеля и "Федона" Платона. После смерти Плутарха под руководством Сириана читает Аристотеля, Платона и намеревается прослушать курс по "Халдейским оракулам". Однако в 437 Сириан умирает, и Прокл замещает его в качестве главы платоновской Академии. Как наследник Плутарха и Сириана, оставивших приличное состояние, Прокл и руководимая им школа были материально независимы. Будучи практикующим язычником (по свидетельству Марина, Прокл говорил, чтофилософ должен быть "иереем целого мира", - см.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с. 485), Прокл проявлял лояльность по отношению к городским властям, в т. ч. к христианам. Однако однажды из-за угрозы преследования со стороны христиан ему пришлось покинуть Афины и провести год в Лидии. Ок. 482 практически перестает писать и преподавать. Через три года он умирает, оставив своим преемником Марина.

Сочинения Прокла тесно связаны с его преподавательской деятельностью. Он составил введение к философии Аристотеля, комментарии к "Введению" Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля ("Категории", "Герменевтика", "Аналитики"), ко всем 12 диалогам Платона (см. Афинская школа), входившим в принятый, начиная с Ямвлиха, школьный куре платоновской экзегезы; из них дошли целиком или частично комментарии к "Алкивиаду", "Кратилу", "Государству", "Тимею" и "Пармениду". Для школьного обихода Прокл написал толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также "Орфическую теологию", "Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами" и наставление по аллегорическому толкованию мифов "О мифических символах". Он составил комментарий к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших, иногда полемических трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам - промыслу, року, существованию зла и т. п. Сводку основных понятий, правил и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой "Начала физики" и "Начала теологии" (рус. пер.: Первоосновы теологии, 1972). Систематический характер носит "Теология Платона".

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского "Парменида": сверхсущее Единое, оно же благо и бог; далее сверхсущие единицы-боги (предложенное Сирианом, принятое и развитое Проклом толкование второй гипотезы "Парменида", позволяющее поместить на высшей ступени универсума наряду с единым богом множество языческих богов), которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского "Филеба" (23 c-d) как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мысляшие души. Следующая ступень - внутрикосмические боги, универсальные души, демонические "просто души": ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже - "частичные души", одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего - неодушевленные тела.

В эту расчлененную иерархическую структуру Прокл включает традиционных греческих богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует "природа", бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал. Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук: физика и этика, математика, философия - таков ряд наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические - слияние человека со сферой ума, гиератические - выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов. Философия Прокла - наиболее подробный вариант школьного платонизма - оказала громадное влияние на всю средневековую философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) - на европейскую, византийскую, арабскую философию, а также на философию Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и др.).

Соч. (тексты, переводы и комментарии): In Platonis Rempublicam commentarii, ed. W. Kroll, t. 1-2. Lpz., 1899-1901; Proclus, Commentaire sur la "République", trad. et notes par A. J. Festugière avec le concours de A. Ph. Segonds, vol. 1-3. P., 1970; In Platonis Tnnaeum Commentaria, éd. E. Diehl, t. 1-3. Lpz., 1903-1906; Commentaire sur la "Timée", trad. et notes par A. J. Festugière avec le concours de Ch. Mugler et de A. Ph. Segonds, vol. 1-5. P., 1966-68; Commentary on the first Alcibiades of Plato, ed. by L; G. Westerink. Amst., 1954; Sur le "Premier Alcibiade" de Platon, texte et. et trad. par A. Segonds, vol. l- 2. R, 1985-1986; Proeli Diadochi Lycii, Elementatio physica, rec. A; Ritzenfeld. Lpz., 1912; Tria opuscula, ed. H. Boese. B., 1960; Trois études sur la Providence, texte et. et trad. par D. Isaac, vol. 1-3. P., 1977-1982; Conunentarius in Platonis Pannenidem, hrsg. v. V. Cousin. Hildesheim, 1961; Commentaire sur le "Parménides" de Platon, trad. de Guillaume de Moerbeke, édition critique par C. Steel, vol. 1-2. Leuven, 1983-1985; Commentary on Plato's "Parménide", transi, by G. R. Morrow, with introd. and notes by J. M. Dillon. Princeton, 1987; Scholia vetera in Hesiodi "Opera et dies", ed. A. Pertusi, Mil., 1955; Procli Diadochi, In primum Euclidis "Elementorum" librum commentarii, ed. G, Friedlein. Lpz., 1873 (repr. Hildesheim, 1967]; A Commentary on the first Book of Euclid's "Elements", with introd. and notes by R. G. Morrow. Princeton, 1970; Hymnes et Prières, texte grec et trad. de H. D. Saffrey. P., 1994; Anawafi G. C. Un fragment perdu du "Aeternitate mundi" de Proclus.- Mélanges de Philos, grecque offerte à Monseigneur A. Dies. P., 1956, p. 21-25; Procli Diadochi, Hypotyposes astronomicaruni positionum, éd. C. Manitius. Lpz., 1909; Aujac G. Une source de la pensée scientifique de Proclus: Geminos de Rhodes.- "Diotima", 1976, 4, p. 47-52; WesterinkL.G, Exzerpte aus Proklos' "Enneaden"-kommentar bei Psellus.- "Byzantinische Zeitschrift", 1959, 52, S. l-10. Рус. пер.: Комментарий к первой книге "Начал" Евклида. Введение, ред. греч. текста, пер. и комм. Ю.А. Шичалина. М., 1994; Элементы физики, пер. С. В. Месяц.- В сб.: Философия природы в античности и средние века, ч. 2. M., 1999, с. 204-232.

Лит.: Rosàn L. J. The philosophy of Proclus. N. Y, 1949; Beienvalfes W. Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik. Fr./M., 1965; TrouillardJ. L'un et l'âme selon Proclos. P., 1972; Gersh S. E. Kinesis akinetos. A study of spiritual Motion in the Philosophy of Proclus. Leiden, 1973; Martano G. Procio di Atene. L'ultima voce speculativa del genio ellenico. Napoli, 1974; Proclus et son influence. Actes du Colloque de Neuchâtel [juin 1985], éd. par G. Boss et G. Seel, avec une introd. de F. Brunner. Z., 1987; Proclus, Lecteur et interprète des Anciens, Actes du Colloque international du CNRS [Paris 2-4 octobre 1985], publié par J. Pépin et H. D. Saffrey. P., 1987; On Proclus and his Influence in Medieval Philosophy, ed. by E. P. Bos and P. A. Meier. Leiden, 1992; Scotti Muth N. Procio negli Ultimi quarant'anni. Termi metansici e problemi del pensier antico.- "Studi e testi" 27, Mil., 1993. См. также лит. к ст. "Начала теологии" и *Теояогия Платона".

Ю. А. Шшалин

В начало энциклопедии