Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ФЭН ЮЛАНЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФЭН ЮЛАНЬ

ФЭН ЮЛАНЬ (ФэнЧжишэн) (4 декабря 1895, Танхэ, провинция Хэнань - 26 ноября 1990, Пекин) - философ, историк китайской философии, представитель "нового конфуцианства". Получил образование в Пекинском университете (1915-18), с 1919 обучался в Колумбийском университете (США), где испытал влияние Дж. Дьюи, У. П. Монтегю и Ф. Дж. Э. Вудбриджа. В 1924 удостоен степени доктора философии. После возвращения в Китай работал в университете Цинхуа, в 1934 увидела свет его двухтомная "История китайской философии" (Чжунто чжэсюэши), переведенная впоследствии на английский язык Д. Бодде. В 1936-46 преподавал в Объединенном университете юго-запада в Куньмине, в этот период им была разработана философская концепция "нового учения о принципе" (синьлисюэ). В 1946-47, во время работы в университете Пенсильвании (США), с помощью Бодде написал на английском языке "Краткую историю китайской философии" (A Short History of Chinese Philosophy, 1947, рус. пер. 1998). С 1947 преподавал в Цинхуа, в 1952 переведен на философский факультет Пекинского университета, где и проработал до конца жизни. Заявил о переходе на позиции марксизма, в 1950-60-е гг. подвергался критике за свои прошлые воззрения и за призывы к унаследованию в условиях социализма "абстрактного" общегуманистического смысла конфуцианских понятий. В 1970-е гг., в период "культурной революции", присоединился к кампании по критике Конфуция, был советником "группы большой критики", созданной на основе Пекинского университета и университета вЦинхуа. Вернулся к научному творчеству в 1980-е гг., за последнее десятилетие жизни им была создана семитомная "История китайской философии в новой редакции" (Чжунго чжэсюэши синьбянь).

В раннем творчестве Фэн Юлань ориентировался на поиск сходных черт и тенденций в культурах Востока и Запада. Выделял три общих направления в развитии человеческой мысли - "путь уменьшения [познаний]", характеризующийся аскетизмом, антиинтеллектуализмом и мистицизмом (Чжуан-цзы, Платон, буддистские мыслители, Шопенгауэр); "путь увеличения [познаний]", которому присущи рационализм, гедонизм и субъектный "эгоизм" (Ян Чжу, МоДи, Декарт, Бэкон и Фихте), а также оптимальный "срединный путь", позволяющий избегнуть крайностей двух предыдущих {Конфуций, Аристотель, неоконфуцианцы, Гегель). Исходил из противопоставления постоянно увеличивающей объем содержательных познаний науки и стремящейся к формализации и "пустоте" через уменьшение объема содержательных суждений философии.

В 1930-е гг., подобно ХуШи, привнес в изучение истории китайской философии западную методологию, однако выступал против попыток последнего критически "ниспровергнуть" китайскую традицию. К 1940-м гг. Фэн Юлань начал уделять большее внимание социально-экономическим факторам в развитии китайской философии (ее связь с крестьянским менталитетом обусловила доминирование идей цикличности мирового процесса, идеализацию природы и кланово-семейных структур).

Разрабатывая "новое учение о принципе", Фэн Юлань пытался реконструировать учение неоконфуцианской школы "ли сюэ" братьев Чэн - Чжу Си при помощи западных философских концепций. Учитывая аргументы неореализма и логического позитивизма против традиционной метафизики, Фэн Юлань хотел создать "самую философскую философию", не содержащую эмпирических высказываний и анализирующую исключительно мир идеальных абстрактных сущностей. Из единственной эмпирической предпосылки "нечто существует" Фэн Юлань выводил четыре формальных аналитических тезиса с соответствующими им переосмысленными "пустыми категориями" традиционной китайской философии: если всякий существующий объект относится к определенному роду, то это дает возможность говорить о наличии определяющих родовую сущность вещи вневременных и внепространственных "принципах" (ли); материальное воплощение ли в индивидуальных объектах мироздания происходит при помощи лишенной собственных качеств "субстанциипневмы" (ци)', динамический аспект мироздания описывается раскрытием все большего числа ли-принципов, содержащихся в Великом пределе (тай щи), а статический - понятием о Великом целом (да цюань), которое объединяет мир существующих вещей и запредельных идеальных принципов. Фэн Юлань провозгласил, что целью философии является возвышение человеческого разума, проходящего в своем развитии четыре ступени. Две низшие сферы разума (естественная и утилитарная) даны природой, тогда как две высшие - моральная и космическая - создаются усилием разума. Моральная сфера указывает на идеалы служения обществу, космическая сфера воплощает даосско-буддистские мотивы и призывает человека к духовному единению с мирозданием, предстающим в ипостаси космологического "Неба" (тянь) или философского "Великого целого". Слияние "мистической" китайской философии с "рационалистической" философией Запада должно было, по Фэн Юланю, привести к рождению "всемирной философии будущего". Такой синтез должен был осуществиться путем объединения позитивного "рационалистического онтологизма" неоконфуцианцев школы лисюэ и платонизма с "негативной гносеологией" даосов, чань-буддистов и кантианцев.

Начиная с 1950-х гг. Фэн Юлань пытался пересмотреть свою философскую систему при помощи гегелевского понятия о "конкретном всеобщем" и диалектической трактовки единства общего и единичного, снимая тем самым противопоставленность мира существующих вещей и мира идеальных сущностей. В конце жизни Фэн Юланъ отказался от попыток соединения марксизма и китайской философии, объявив идеи Мао Цзэдуна "утопией" и "абсурдом", доказывал, что марксистская диалектика, которую он свел к тезису "вражда должна быть враждой до конца", необходимо уступит место китайской философии, настаивающей на примирении и разрешении противоречий.

Соч.: Саньсунтан цюаньцзи (Поли. собр. соч. из Зала Трех Сосен), т. 1-9,11-14. Чжэнчжоу, 1985-94; Краткая история китайской философии, пер. с англ. Р. В. Котенко. СПб., 1998.

Лит.: Ломаное А. В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М., 1996; Он же. Судьбы китайской философской традиции во второй половине XX в. Фэн Юлань и его интеллектуальная эволюция.- "Информационный бюллетень Института Дальнего Востока", 1998, № 1.

А. В. Ломаное

В начало энциклопедии