Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ФРИДМАН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФРИДМАН

ФРИДМАН (Friedmann) Жорж (13 мая 1902, Париж15 ноября 1977, там же) - французский социолог и философ; ведущий представитель французской школы социологии труда. Окончил Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицее в Бурже. В 1930-х гг. неоднократно посещал СССР; наблюдения над индустриализацией в России подытожены в ряде трудов. С января 1941 - участник Сопротивления. С 1949 - профессор Национальной консерватории искусств и ремесел и Института политических исследований. Президент Международной социологической ассоциации (1956-59). Председатель Совета латиноамериканского факультета социальных наук при ЮНЕСКО (1958-63). Основатель Центра массовых коммуникаций (1960).

1лавные направления исследований - социология труда и досуга, проблемы технической цивилизации. Современный раздробленный индустриальный труд - переходная, патологическая (если сопоставить ее с требованиями человеческой природы) форма труда. Автоматизация не может существенно изменить дегуманизированный характер индустриального труда, связанный с его "обездуховлением" и механизацией, с утратой "поливалентным индивидом" прошлого - ремесленником - мастерства, разносторонней сноровки. Автоматизация несет с собой рост интенсивности труда, новые формы нервного переутомления, усугубление отчуждения, она не достигает главной цели: заставить технику служить достоинству и культуре индивида. Ошибочность научной организации труда в том, что она исключает обращение к наиболее глубоким потребностям и способностям индивида. Труду должна быть возвращена ценность троякого рода - интеллектуальная, моральная, социальная. Для душевного равновесия человека и его укорененности в социальной среде труд имеет основополагающее значение (досуг не может выполнять эту роль).

Согласно Фридману, техническая цивилизация - "великая авантюра" 20 в., недуг, принимающий все новые формы. Техническая среда воздействует хаотически, все больше угрожая ценностям индивида и культуры. В порочном круге "производство-потребление" человек воспринимает мир как Bestand (по Хайдеггеру), становится "концессионером планеты", переходит от "жизненного" к "рациональному". Фридман выступает против новых технократических мифов: культа технических инноваций, эффективности, производительности, постоянного экономического роста. Но возможны, по Фридману, и блистательные перспективы: государство должно признать себя ответственным за формирование индивида с детства не только через образование, но и через техническую среду, и особенно через массовые коммуникации. Задача - установить равновесие, с одной стороны, между индивидом, которому нужна полная свобода в познании, жизни, любви, и необходимым "просвещенным деспотизмом", дирижизмом, умеряемым децентрализацией и прогрессивным участием граждан, с другой стороны.

Соч.: Problèmes du machinisme en V. R. S. S. et dans les pays capitalistes. P., 1934; Leibniz et Spinoza. P., 1946; Ou va le travail humain? P., 1950; Le travail en miettes: Spécialisation et loisiis. P., 1956; Cept études sur l'hommes et la technique (Le pourquoi et le pour quoi de notre civilisation technicienne). P., 1966.

Г. M. Тавризян

В начало энциклопедии