Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ФОМА КЕМПИЙСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (лат Thomas a Kempis), Томас Хемеркен, Маллеолус (ок. 1380, Кемпен на Нижнем Рейне, Германия - 25 июля 1471, Зволле, Нидерланды) - монах, автор религиозно-назидательных сочинений Сын кузнеца, с 12 лет воспитывался в школе в Девентере (Нидерланды) и духовно сформировался под влиянием ее руководителей, "братьев общей жизни", участников религиозно-мистического движения devotio modema ("современное благочестие"). Не вступая в конфликт с официальной церковью и схоластической ученостью, они делали акцент на внутреннем состоянии человека, его индивидуальном отношении к Богу и вытекающем из этого неформальном благочестии. Ориентируясь на раннехристианский идеал и принцип "подражания Христу", "братья" и "сестры" добровольно, но без специального обета поселялись общинами, жертвуя им свое имущество, содержали школы, приюты, госпитали, содействовали религиозному просвещению перепиской Священного Писания и благочестивых книг. Особое внимание уделялось сочетанию трудовой и нравственно чистой жизни в миру с духовным самосовершенствованием верующего, стремлением достичь на пути мистического самоуглубления "покоя в Боге". Общины мирян были тесно связаны в движении с другой его составной частью - августинскими монастырями Виндесгеймской конгрегации Именно в августинском конвенте близ Зволле протекала вся долгая жизнь Фомы. С 1399 он прошел здесь путь от послушника до помощника приора монастыря, получил священнический сан, стал автором ряда трактатов о монашеской жизни и религиозном воспитании, многочисленных проповедей, хроники монастыря и жизнеописаний основателя движения Г Грооте и его учеников Но широчайшая известность Фомы обусловлена прежде всего тем, что его считают наиболее вероятным автором анонимного сочинения в четырех книгах "О подражании Христу" (De umtatione Chnsti), одной из самых популярных книг мировой христианской литературы Трактат, переведенный на десятки языков, является компендиумом христианской этики позднего средневековья и идей "современного благочестия", выраженных в дос тупной, зачастую афористичной и поэтической форме

Оставляя в стороне догматические споры и ссылки на авторитеты схоластики, не выходя в то же время за границы ортодоксии, автор отразил реформаторский импульс, внесенный в новое понимание благочестия он утверждает значение смиренномудрия, сердечного покаяния и молитвы, постоянной готовности к страданию и смерти с верой во Христа Основа праведной жизни и пути к единению человека с Богом усматриваются в нравственном самоочищении и безоговорочном приятии воли Божьей Мистика трактата связана с неоплатонической традицией Средних веков, имеет черты сходства с мистикой Августина и Бернарда Клервоского В практических утешениях, "полезных для духовной жизни", автор умело черпает наставления из богатого опыта, накопленного самонаблюдениями монахов. Хотя авторство книги "О подражании Христу" в дискуссиях, продолжающихся с 17 в , приписывали помимо Фомы Кемпийского 40 лицам, в особенности канцлеру Парижского университета Ж Жерсону, идейное и языковое сходство трактата с другими сочинениями Фомы является одним из наиболее весомых доказательств в его пользу

Соч.: Opera omma, ed M J Pohl, vol 1-7 Freiburg 1902-10, в рус пер О подражании Христу, пер К П Победоносцева, кн 1-4 СПб , 1898, пер А Н Панасьева - В кн Богословие в культуре средневековья Киев,1992

Лит.: Keltlewel! S. Thomas a Kempis and the Brothers of common life, vol. 1-2. L., 1882; GinnekenJ. van. De navolging van Christus. Hertogenbosch, 1929; HymaA. The Brethren of the Common Life. Michigan, 1950; Délaisse L. M. J. Le manuscrit autographe de Th. a Kempis, 1.1-2. Anvers, 1956.

В. M. Володарский

В начало энциклопедии