Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
СУНЬ ЯТСЕН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СУНЬ ЯТСЕН

СУНЬ ЯТСЕН (диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевдоним Сунь Вэнь) [12 ноября 1866, уезд Сяншань (ныне Чжуншань) провинции Гуандун -12 марта 1925, Пекин] - китайский революционер, первый президент Китайской Республики (1912), мыслитель. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский институт в Гонконге (1892). В 1895 создал революционную организацию "Союз возрождения Китая", ставившую целью свержение маньчжурской династии Цин (1644-1912). После неудачного вооруженного выступления в январе 1895 эмигрировал, жил в Японии, США, Западной Европе. В 1905 в Токио создал организацию Тунмэнхуэй ("Объединенный союз"), возглавившую Учанское восстание (1911), которое положило начало антимонархической Синьхайской революции. Был избран первым Временным президентом Китайской Республики (январь-апрель 1912). В 1923-24 реорганизовал Гоминьдан (Национальную партию) и положил начало созданию южнокитайской революционной базы, откуда власть Гоминьдана впоследствии распространилась на всю страну.

Социально-политические программы Сунь Ятсена основывались на "трех великих принципах", известных в китайской марксистской литературе как "три народных принципа" (сань минь чжуи): "национализм", "народовластие", "народное благосостояние". До Синьхайской революции принцип "национализма" у Сунь Ятсена означал "национальную революцию" - свержение маньчжурской династии; "народовластие" - "политическую революцию", т. е. свержение монархии; "народное благосостояние" - "социальную революцию" и обеспечение социальной справедливости. Последняя может быть достигнута путем сосредоточенияобщественного богатства в руках государства при ограниченном использовании частного предпринимательства. В период сотрудничества с Коминтерном "три народных принципа" претерпели изменения. Принцип "национализма" стал толковаться как борьба с империализмом и китайскими милитаристами за объединение страны. Принцип "народовластия" означал устроение государства на основе всеобщего избирательного права и разделения властей, причем к исполнительной, законодательной и судебной властям добавлялись экзаменационная (организация должностной аттестации) и контрольная власти, продолжающие традиционные для Китая политические институты. Политическая реформа рассчитана на три этапа: "период военного правления", "период политической опеки" со стороны правящей партии, "период конституционного правления". Принцип "народного благосостояния" - это "социализм", или принцип "Великого единения" (Да тун). Он осуществляется путем реализации принципа "каждому пахарю - свое поле" посредством тщательно подготовленного выкупа земли у помещиков.

Собственно философские построения Сунь Ятсена комбинируют элементы китайских и современных ему западных теорий. Особое внимание он уделял проблеме соотношения "знания и действия" (чжи - син). Выработал собственную концепцию - "действие легко, знание трудно", - подняв статус знания. В свете своей гаосео-праксеологической концепции интерпретировал развитие человечества: на 1-м этапе люди "не знали и действовали"; на 2-м - "действовали и затем уже знали"; на 3-м - "знают и затем действуют". Отождествлял таи цзи ("Великий предел") с западным понятием "эфир", в котором видел творящий хаос, порождающий материю. Принял эволюционную теорию Ч. Дарвина только в отношении природы. Человеческое сознание рассматривал как некий итог развития "жизненного начала", подразумевая под ним биологическую клетку, в духе неовитализма наделенную "чувством и сознанием". Отрицал правомерность перенесения концепции борьбы за существование на человеческое общество, полагал, что социальный прогресс основывается на "всеобщем принципе" (гун ли, см. ^Тв-принцип; здесь - синоним справедливости) и "благосмыслии" (лян чжи, см. также Ван Янмин) - врожденном "знании блага". Надежды на лучшее будущее для Китая связывал с его культурно-гуманитарным превосходством над Западом. Социально-политические теории Сунь Ятсена легли в основу политической практики и фразеологии партии Гоминьдан.

Соч.: Сунь Чжуншань цюаньцзи (Полн. собр. соч. Сунь Ятсена), т. 1-5. Пекин, 1981-85; Избр. произв. М., 1985. Лит.: Тихвинский С. Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986; Сунь Ятсен. 1866-1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

А. Г. Юркевич

В начало энциклопедии