Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
"СУММА ТЕОЛОГИИ"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"СУММА ТЕОЛОГИИ"

"СУММА ТЕОЛОГИИ" (Summa theologiae) - произведение ФомыАквинского. Написана в Риме, Париже и Неаполе в 1265-1273. Фома попытался систематизировать итоги своих трудов и изложить их в достаточно доступном и кратком виде, прежде всего для студентов-теологов. Состоит из трех частей, причем вторая разделяется на две: pars prima, pars prima secundae, pars secunda secundae и pars tertia (согласно наиболее распространенной традиции цитирования, части обозначаются римскими цифрами - S. th. I, I-II, Il-Il, III); каждая часть разделена на вопросы, в свою очередь разделяющиеся на главы - артикулы. В заглавие главы выносится спорный вопрос, затем следует несколько аргументов, дающих противоречащие ответы на него, далее решение вопроса и ответы на аргументы. Каждая глава тесно связана со всеми остальными общей системой аргументации и снабжена внутренними отсылками. "Сумма" не была завершена Фомой в связи с пережитым им экстатическим видением, после которого он прекратил писать. Работа была закончена Реджинальдом из Пиперно, секретарем и другом Фомы, на основе имевшихся материалов. Полная "Сумма теологии" содержит 38 трактатов, 612 вопросов, разделенных на 3120 глав, в которых обсуждается около 10 тыс. аргументов.

В "Сумме теологии" Фома стремился максимально охватить как фундаментальные общие проблемы, так и предельно конкретные вопросы. Работа включает практически все основные разделы философии - онтологию, гносеологию, этику (единство их обосновывается учением об "обратимости" сущего, истинного и благого) и в имплицитном виде эстетику. Однако в отличие от многих своих современников Фома не уделяет здесь большого внимания логике и натурфилософии. Значительная часть "Суммы" посвящена чисто богословским темам, хотя и исследуемым при помощи философского аппарата, в особенности часть III, 'посвященная воплощению, деяниям и страстям Христа (вопросы 1-59) и таинствам (60-90). Ведя диалог с различными философскими и богословскими концепциями, Фома наиболее часто обращается к Аристотелю, Августину, Псевдо-Дионисию Ареопагиту, Боэцию (философия Платона известна ему только в неоплатонической трактовке).

В части I обосновывается необходимость теологии как науки со своими целью, предметом и методом исследования (вопрос 1), трактуемой Фомой как наука о первопричине и предельнойиели всего сущего (т. е. о Боге). Поэтому "Сумма" начинается с исследования вопроса о существовании Бога, Его сущности и свойствах (2-43), а затем рассматривается сотворенный мир (44-109). Из части I наиболее важными в философском отношении являются: пять доказательств существования Бога (2), учение о совпадении сущности и существования в Боге (3), понятие о Боге как о Сущем, составляющее ядро философии Фомы (13-14), о тождестве в Боге сущего, благого (5) и единого (11). Теория "сотворения из ничего" получила обоснование в гл. 44-46; основы гносеологии заложены в учении об идеях (15) и в концепции истины как "адекватности" интеллекта и вещи (16-17), а основы этики-в теории зла как "лишенности" блага (48-49). Важное место отведено учению о человеке как существе, составленном из духовной и телесной субстанции (75), анализу природы человеческой души и ее сущностного единства с телом (76), исследованию взаимосвязи интеллектуальной и желающей способностей души, на основании которого Фома доказывает наличие у человека свободы воли (83) и вырабатывает теорию познания, описывающего движение от эмпирического восприятия единичных конкретных вещей к предельно абстрагированному познанию (84-89).

Самая обширная часть II, делящаяся на части 1-11 и Il-Il, содержит подробно разработанный трактат по антропологии и этике. Часть 1-11 начинается с определения предельной цели человека (1), состоящей в достижении наивысшего счастья - созерцания Бога (2-5), и именно способ достижения этой цели определяет анализ человеческих способностей и действий. Действие рассматривается как сложное единство произвольного и непроизвольного, интеллектуального и волевого, внутренних интенций и внешних обстоятельств, и каждый из этих моментов определяет наличие блага или зла в конкретном поступке (6-21). Обстоятельно проанализировав страсти души (любовь и ненависть, желание и отвращение, наслаждение и боль, надежду и отчаяние, отвагу и страх, гнев (22-48), Фома переходит к определению устоявшихся наклонностей (habitus), добродетельных и греховных (49-89), и завершает эту часть трактатом о "естественном" и человеческом законах, основывающихся на вечном, божественном, законе (90-95).

В Il-Il Фома анализирует добродетели и способности человека и противоположные им греховные наклонности, в частности, такие феномены, как надежда (17), отчаяние (20), радость (28), страх (125), великолепие (134), гнев (158), любопытство (167), и др.; он уделяет внимание таким необычным явлениям, как предвидение будущего (171-174), экстатические" состояния (175), и др. В конце этой части Фома вновь обращается к утверждению превосходства созерцательного типа жизни над деятельным (179-182).

"Сумма теологии" быстро завоевала широкую популярность, и количество рукописных копий, изданий и переводов едва ли поддается учету. Первая печатная публикация (части secunda secundae) была выполнена Петером Шеффером, издателем из Майнца, в 1467, а первое полное издание осуществлено в Базеле в 1485. Именно "Сумма теологии" оказала наиболее сильное влияние на развитие неотомизма (Э. Жильсон, Ж. Маритен) и на оформление католической теологии.

Изд.: S. Thomae Aquinatis Doctoris Angeli, Opera Omnia, lussu impensaque Leonis XIII, P. M. édita, vol. VI-XII. Rome, 1918-30; т. XVI включает в себя индекс к "Сумме теологии" и "Сумме против язычников"; Summa Theologiae. Torino, 1988; в пер. на англ. яз.: Thomas Aquinas. Summa Theologica. L., 1912-36; L.-N. Y, 1964-73; на нем. яз.: Thomas von Aquin. Summe der Theologie. Lpz., 1934; в рус. пер.: отдельные главы в кн: Антология мировой философии: в 4 т., т. 1, ч. 2. M., 1969 (пер. С. С. Аверинцева); то же в кн.: БоргошЮ. Фома Аквинский. М., 1975; "Символ" (Париж), 1995, № 3; отдельные вопросы в журн. "Логос" (М.), 1991, № 2 (пер. M. А. Гарнцева); "ВФ", 1997, № 9, с. 163-178 (пер. К. В. Бандуровского).

Индексы: Deferrari R. J., Barry, Sister M. Inviolata and McGuiness I. A Lexicon of St. Thomas Aquinas, based on The Summa Theologica and Selected Passages of His Other \\brks. Wash., 1949; Schutz L. ThomasLexicon. Paderborn, 1895 (reprint.: N.Y., 1949). См. также лит. к ст. Фома Аквинский.

К. В. Бандуровский

В начало энциклопедии