Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ВАРРОН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВАРРОН

ВАРРОН. Марк Теренций Варрон Реатинский (Marcus Terentius Varro Reatinus) (116 до н.э., Рим-27 до н.э., Реате) -- римский государственный деятель, писатель, ученый-энциклопедист. Принадлежал к сословию всадников. Получил строгое староримское образование, среди своих учителей часто упоминает грамматика стоической школы Люция Элия Стилона. Ок. 84-82 в Афинах слушал лекции Ачтиоха Аскалонского. Варрон - образец универсального ученого-филолога эллинистического типа, не ограниченного рамками отдельной дисциплины, знатока-эрудита; автор множества сочинений (из которых сохранились полностью только "О сельском хозяйстве" и 6-я книга "О латинском языке", остальные дошли во фрагментах или известны по названиям). В гражданской войне 49 выступал против Цезаря; однако в 47 Цезарь, ценя ученость Варрона, поручает ему организацию государственной библиотеки в Риме. Варрон писал по истории римского народа ("Старинные установления человеческие и божественные" в 41 кн.-древнейший период становления Рима, законы, религия и культы римлян, сводка в 9 кн. была популярна от Вергилия до Макробия; "О жизни римского народа", "О происхождении римлян" и др.), по истории литературы ("О поэтах", "О сценических представлениях", "О комедиях Плавта" и др.), по языкознанию ("О латинском языке", "О происхождении латинского языка", "О сходстве слов" и др.). Для истории педагогики огромное значение имели написанные ок. 33/34 сочинения "Науки" (Disciplinae), в которых Варрон соединил достижения греческой (Платон, Исократ) и римской (Катон) педагогической мысли и определил круг дисциплин, необходимых для воспитания свободного гражданина: грамматика-риторика-диалектика; музыка - арифметика - геометрия - астрономия; медицина-архитектура. Первые три и следующие четыре составили впоследствии как "тривиум", так и "квадривиум"-систему "семи свободных искусств" (в которую не были включены медицина и архитектура).

Философская проблематика представлена в сочинениях "О форме философии", "О началах чисел" (сочинение, отразившее повышенный интерес к пифагореизму в Риме, посвященное пифагорейской символике чисел и повлиявшее на Авла Геллия, Макробия, Фавония Эвлогия, Марии ана Капеллу, Цензорина), а также в написанной под влиянием Антиоха Аскалонского книге "О философии". Варрон дает здесь обоснование этики и учение о благе (рефераты у Августина, De civ. Dei XIX 1-3). Он признает 288 теоретически возможных этических позиции, четыре основных естественных состояния (наслаждение-voluptas, отсутствие боли - quies, совмещение того и другого, первичное природное состояние в целом - universaliter prima naturae), стремление к которым может или соотноситься. или соотноситься и не соотноситься, или не соотноситься с добродетелью (3х4 = 12); число позиций увеличивается вдвое (24) в силу того, что их можно проводить ради себя самого и ради других (differentia ex vita sociali); еще вдвое (48) в силу того, что цель может быть достоверной и вероятной (differentia ex Academicis novis); еще вдвое (96) при киническом и некиническом подходе (differentia ex Cynicis); и втрое (288) при соотнесении либо с созерцательной (vita otiosa), либо с деятельной жизнью (vita negotiosa), либо с той и другой вместе. Однако, поскольку отличительные особенности этических позиций не имеют прямого отношения к высшему благу (finis bonorum), их число реально ограничивается 12. Варрон известен также как автор "Менипповых сатир", одна из которых посвящена различным философским направлениям (περϊαΙρέσεων): ее фрагмент показывает, чтоклассификации Варрона им самим могли восприниматься как игра ума. Вкус Варрона к числовым спекуляциям отразился на структуре ряда нефилософских сочинений, ср. 9х9 раздела трактата "О сельском хозяйстве" или 2х7х7х7+14=700 разделов книги "Образы" (Imagines), посвященной выдающимся грекам и римлянам.

Варрону принадлежал цикл диалогов по отдельным вопросам философии и педагогики (т. н. "Логисторики"): "Курион о почитании богов", "Марий о судьбе", "Кат о воспитании детей", "Аттик о числах" и др. Варрон чужд академическому скепсису и считает необходимым принимать certa dogmata; в духе Антиоха Аскалонского развивает преимущественно практическую философию, цель которой- высшее благо, достижимое путем объединения естественных удовольствий и добродетелей, что приводит от vita beata через vita beatior к vita beatissima-блаженнейшей жизни, которая является не только созерцательной (otiosa), но и деятельной.

Ряд сообщений о воззрениях Варрона можно найти у Цицерона и Авла Геллия. Августин (De civ. Dei IV 27, VI 5. VI 12) сообщает о трехчастном делении теологии у Варрона на "мифическую", "природную" и "гражданскую" (ср. аналогичное деление у Панэтия). Стоическое влияние (Панэтия, через того же Антиоха) можно усмотреть в воззрении Варрона на бога как на душу, которая своим движением и мыслью правит миром, и в учении о душе как пневме. О влиянии и значении Варрона можно судить по тем эпитетам, которыми его награждали современники и потомки: "муж выдающегося дарования и всевозможной учености" (Цицерон); "ученейший из римлян" (Сенека); "образованнейший" (Симмах); третий (наряду с Вергилием и Цицероном) "великий светоч римлян" (Петрарка).

Соч.: Langenhers G. (Hg.). M. Terentii Varronis Liber de philosophia, Ausgabe und Erklärung der Fragmente (Diss.). Köln, 1959.

Лит.: Delia Carte F. Van-one. Genova, 1954; Boyancé P. Sur la théologie de Vairon.- "Revue des Btudes Anciennes", 1955, 57, p. 57-84; переиздание: Etudes sur la religion romaine. Rom, 1972, p. 253-282; Idem. Les implications philosophiques des recherches de Varron sur la religion romaine..- "Alii del Congresso internazionale di Studi Varroniani", V. 1. Rieli, 1976, p. 80-103; Entretiens sur l'antiquité classique (Fondation Hardi), t. IX (Vairon). Vandœuvre-Gen., 1963 (библиогр.); Skytlsgaard J. E. VaiTO the Scholar. Cph„ 1968; Dahlmann H. Varroniana.-ANRW 1 3 (1973).

Ю. А. Шичалш

В начало энциклопедии