Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ВАН ЧУН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВАН ЧУН

ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь) [27, уезд Шанъюй области Куайцзи (Гуйцзи; современная провинция Чжэцзян) - около 97-107]-китайский философ-энциклопедист, с материалистической и рационально-критической позиций осмысливший основные достижения предшествующей философской мысли разных направлений. Родился в незнатной и бедной семье, учился в столичной Высшей школе (Тайсюэ) в Лояне и у Бань Бяо. Был мелким чиновником, несколько раз уходил в отставку. Умер в нищете. Единственное сохранившееся сочинение Ван Чуна- "Лунь хэн" ("Взвешивание рассуждений") - построено на сопоставлении ("взвешивании") конкурирующих философских взглядов.

Основное значение Ван Чуна в истории китайской философии состоит не столько в создании оригинального учения, сколько в выработке стиля философствования, отличающегося духом независимой критики и полемического антиавторитаризма, а также постоянной апелляцией к эмпирическим данным обыденной жизни и естественных наук (особенно астрономии и медицины). В традиционных классификациях Ван Чуна, несмотря на его близость к конфуцианству, обычно относят к "эклектикам" (аза цзя). В его натурфилософии прослеживается влияние даосизма (трактовка миропорядка-"небесного дао" в категориях спонтанной "естественности"- цзы жань и "недеяния"-.у взй) и иныт цзя (универсальный дуализм сил инь ян в духе воззрений, представленных в "Чжоу и"), Этико-социальные взгляды Ван Чуна сложились под воздействием доктрин конфуцианства (идеология строго иерархизированного общества и государства, регулирующего "индивидуальную природу" - син и чувства людей с помощью этико-ритуальной "благопристойности"-ди и "музыки"-юэ) и легизма (признание законов-тянь) и возможности обратного воздействия человека на ход природных процессов Ван Чун утверждал идею спонтанности естественного порядка вещей, что привело его к признанию полной детерминированности человеческого существования чисто природными факторами. Судьбу он трактовал как врожденно "предопределенную" неизбежность, отделяя от нее понятие этического воздаяния (счастьем за добро и несчастьем за зло). Небо в онтологическом плане Ван Чун определял как бестелесное скопление газообразной "пневмы" (ци), ав космологическом плане-как "тело (та), не являющееся пневмой" (в духовном смысле), чтосоответствовало астрономическим представлениям о "крышкообразном небе" (гай тянь)- твердой полусфере. Единство мира, по Ван Чуну, обусловлено универсальной динамичной субстанцией - "изначальной пневмой", которая представляет собой "эссенциальную утонченность Неба и Земли" и лежит в основе самозарождения всех материальных и духовных явлений, различающихся степенью ее чистоты и густоты. Жизнь и психика присущи эссенциальному состоянию самой "пневмы". Эта концепция в наиболее развитой форме выражает представления и конфуцианцев ("Мэн-цзы"), и даосов (" Чжуан-цзы") об универсальном характере "пневмы". Для опровержения религиозных представлений о духах и достижении бессмертия Ван Чун использовал аналогию между сгущением и рассеянием пневмообразований (вещей и людей) и превращением в лед и таянием воды, ставшую популярной в китайской философии. В человеке "пневма" воплощается как несущая в себе неизменное предопределение "индивидуальная природа". Ван Чун синтезировал взгляды предшествующих конфуцианцев (Мэя-цзы, Сюньцзы и Ян Сюна) на "природу" человека, считая ее "доброй" (шань) у людей "выше среднего" уровня интеллектуальных и моральных качеств, "злой" у людей "ниже среднего", доброй и злой у "средних" людей, но отрицал, что "врожденное знание" является фактором, определяющим различие типов людей. Психические способности человека коренятся в его кровеносной системе и определяются материальными условиями среды. Следуя концепции всеобщих трансформаций "Чжоу и", Ван Чун трактовал историю человеческого общества как циклическую смену господства "культуры" (вэнь) и смуты, не зависящую от качеств правителя. Малопопулярный в традиционной науке, Ван Чун был высоко оценен в Китае 20 в. как последовательный материалист и критик традиционных ценностей.

Соч.: Лунь хэн (комментарий Лю Паньсуя). Пекин, 1957; в рус. пер.- [О небе, земле и естественности. О человеке и судьбе. О знании].-В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. M., 1969; Лунь хэн (главы из кн. I, 2, 3, 11, 17, 18, 20, 26).-В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990; Lun Hens. Tr. by A. Forke, v. 1-2.N.Y..1962.

Лит.: Петров А. А. Ван Чун -древнекитайский материалист и просветитель. М., 1961; Кривцов В. А. Эстетические взгляды Ван Чума.- В кн.: Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961; Pokora T. The Necessity of a More Thorough. Study f Philosopher Wang Ch'ung and His Predecessors.- "Archiv Orientaini", 1962, v. 30.

А. И. Кобзев

В начало энциклопедии