Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
АНТИОХ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АНТИОХ

АНТИОХ (Άντίοχος) Аскалонский (130-120 до н.э., Аскалон в Палестине-вскоре после 69 до н. э.)-философ-платоник. Организовал в Афинах свою школу, называвшуюся "древней Академией", как сообщает в "Бруте" (315) Цицерон, слушавший Антиоха в 79 (sex menses cum Antiocho veteris Academiae... philosopho fui).

Учителя Антиоха-стоики Мнесарх (Numenius, fig. 28, 13 des Places) и Дардан (Cic., Lucullus 69), хотя мы не можем сказать, принадлежал ли когда-нибудь АНТИОХ формально к стоической школе, глава Академии Филон из Ларисы, открытый разрыв с которым произошел ок. 87-86. Филон отрицал "неортодоксальность" академического скепсиса и стремился показать единство Академии, тогда как АНТИОХ, полемизируя с ним в сочинении "Σώσος" (вероятно, по имени одного из собеседников-стоика Coca Аскалонского), подчеркивал необходимость вернуться к искаженному скептиками, начиная с Аркесилая, учению Древней Академии, к которой помимо Платона, Спевсиппа, Ксенократа и Полемона АНТИОХ относил Аристотеля и Теофраста. Ок. 87-84-АНТИОХ в Александрии, где знакомится с Лукуллом. В Афинах вел занятия в Птолемейоне (Cic., De fin., V l sqq.). Среди его знаменитых учеников- помимо Цицерона и Лукулла - Варрон. Написал "Канонику" (Sext. Emp. Adv. Math. VII 201); Плутарх упоминает его сочинение "О богах" (Lucullus 28, 8); Цицерон (De nat. Deorum, I 16) говорит о некоем сочинении Антиоха, где утверждалось, что стоики и перипатетики едины на деле и расходятся только на словах. О других сочинениях Антиоха сведений нет. Его учение-при практически полном отсутствии греческих источников восстанавливаемое по Цицерону-обнаруживает явные стоические и перипатетические черты.

Как и стоики, АНТИОХ считает, что есть два начала - активное и пассивное, сила и материя, из которых образуются тело и качество (Acad. I 24); одни качества начальные и простые, другие-вторичные и составные. Начальные качества, или первопричины, суть огонь и воздух (активные) и вода и земля (пассивные): из них составляются все виды одушевленных существ и неодушевленных предметов; из "пятого элемента" (аристотелевского эфира) образуются разумные души и звезды (ibid., 26). Сила, активное начало, есть душа мира (платоновская), ум, мудрость, бог и промысл, который проявляется как необходимость и случай (ibid., 28-29).

Критерий истины имеет начало в ощущениях, но все же это не само ощущение, а то из постигнутого им, чего не может поколебать разум; но сам разум есть "источник чувств" и чувство, от природы имеющее способность обращаться к тому, что приводит его в движение (LuculL, 30). В конечном счете, по уточнению Зенона, критерием является "постигающее представление" (Acad. I 30, 41-42). Понятия, этимологии, суждения, определения, доказательства и правильные умозаключения составляют диалектику, подобием которой является риторика, используемая для убеждения (ibid., 32).

Этическое учение стоиков, хотя они и создали искусственную терминологию (De fin., V 89), по существу то же, что и у всех "древних": высшим благом для людей является жизнь в согласии с природой (точка зрения стоиков, восходящая к Спевсиппу и Полемону, чьим учеником был Зенон), под каковой разумеется человеческая природа (De fin., V26; cf. SVF I 555) (точка зрения Хрисиппа). Природа вложила в нас стремление к самосохранению, дала нам непосредственную приспособленность к своей собственной природе (De fin., V 24; ср. стоическое учение об οίκείωσις); но природа дает только указания для нравственной жизни, некие "семена" знания: человек должен совершенствовать себя сам (De fin., IV 17 sq.; V 18). При этом нельзя забывать, что человек есть некое единство духовной и телесной природы, и хотя в нем есть безусловно лучшее-его добродетель, это лучшее нельзя мыслить без чувственности и плотской жизни (De fin., IV 37; V 38, 40). Поэтому АНТИОХ наряду с душевными благами (или добродетелями: умом, памятью, понятливостью и другими, не зависящими от свободной воли человека; мудростью, воздержностью, мужеством и справедливостью, которые развиваются только при сознательном участии человека) признает и внешние, или телесные, блага (здоровье, красота, друзья, богатство): первых довольно для счастливой жизни, но вместе со вторыми они ведут к жизни счастливейшей (De fin., V 36. 38. 71. 81; Acad. I 20. 22).

При всем своем эклектизме АНТИОХ сумел дать принципиально новую ориентацию самого типа философствования: оно теперь немыслимо без оглядки на "древних", на авторитеты, между которыми и с которыми необходимо установить согласие. Эта ориентация постепенно стала главной в платонизме, все более ориентированном на толкование текстов основателя школы.

Фрагм.: Luck G. Der Akademiker Antiochus. Bem-Stuttg., 1953; Mette H. Î. Philon von Larissa und Antiochos von Askalon.- "Lustrum", 1986-87, 28-29, p. 25-63.

Лит.: Luder A. Die philosophische Persönlichkeit des Antiochos von Askalon. Gott., 1940; Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 2ed. 1996, p. 52-113; Glucker J. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978; Barnes J. Antiochus of Ascsioa.-Griffin M., Barnes J. (ed.). Philosophia togata. Essays on Philosophy and Roman Society. Oxf., 1989, p. 51-96; Gorier W. Antiochos aus Askalon.-GGPh, Bd 4: Die Hellenistische Philosophie, hrsg. v. H. Rashar. Basel, 1994, S. 938-967.

Ю. А. Шичалин

В начало энциклопедии