Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ФАЛЕС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФАЛЕС

ФАЛЕС (Θαλής) из Милета (Иония, Малая Азия) - древнегреческий философ и ученый, основатель Милетской школы, один из "семи мудрецов". Согласно "Хронике" Аполлодора, род. в 640 до н. э. (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90, по Сосикрату); по современным вычислениям, дата "предсказанного" Фалесом затмения - 28 мая 585 до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Фалеса в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя его уже в 5 в. стало нарицательным для "мудреца" {Аристофан. Облака 177); мудрость Фалеса истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особенно в 4 в.) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, "первым" из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Теофраст - "естественную историю", Евдем - историю астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей "реконструкции" не всегда возможно; письменных сочинений Фалес не оставил. Аристотель (предположительные источники которого - Гиппий и Ксенофан) приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода - архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) "все полно богов" (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное "божеству" вообще), или "душа-псюхе размешана во Вселенной"; 4) мапдп (по Гиппию, также янтарь) "имеет душу", так как "движет железо" (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1-2) к комплексу панпсихизма (тезисы 3-4) проясняется стоической доксографией (11 А 23 DK), истолковывающей панпсихическое божество какдемиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и "пронизывающий" его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. о. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как "жизненное дыхание"), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий "бытие" и "жизнь": все, чтоесть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) - вода, Т. о., "материя", в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как "пища" или "семя" космического организма (ср. Аристотель, "Метафизика" 983Ь22 слл). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса через Анаксимена, Гераклвда, Диогена Аполлонийского к стоикам.

Свидетельства: DKI, 67-81; MaddalenaA. lonici, testimonianze e frammenti, Firenze. 1963, 1-75; Со/// G. La sapienza greca, v. l. Mil., 1977; Лебедев. Фрагменты, с. 100-115. Лит.: Лебедев А. А Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского).- В кн.: Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 51-66; ClassenC.J. Thaies, RE, Suppl. 10. Stuttg., 1965, col. 930-947; Mans/eld J. Aristotle and others on Thaïes, or the beginnings f Natural-Philosophy.- "Mnemosyne", ser. IV, 1985, v. 38, fasc. 1-2, p. 109-129.

А. В. Лебедев

В начало энциклопедии