Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ГЕЛЬВЕЦИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГЕЛЬВЕЦИЙ

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (31 января 1715, Париж - 26 декабря 1771, там же) - французский просветитель. Образование получил в одном из иезуитских коллежей Парижа, изучал античную и новую философию, литературу и языки. В 1738-51 занимал должность генерального откупщика налогов. Его занятия стихосложением послужили причиной избрания в члены Академии изящной словесности г. Кана, поэма "О счастье" удостоилась похвалы Вольтера. С одобрения последнего Гельвеций в 1751 уходит с государственной службы и переселяется в Париж, чтобы войти в крут энциклопедистов. Включившись в работу по созданию "Энциклопедии", открывает в своем доме салон, который посещают самые известные люди Франции - Дидро, Гольбах, аббат де Рейналь, министр д'Аржансон и др.

Материалистические взгляды Гельвеция складывались в общем русле идей Просвещения. Природа понималась им как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших частиц - атомов. Природе присущи движение, пространственно-временные характеристики, причинность, тождественная необходимость. В Универсуме совершается непрерывное превращение одних веществ в другие, точнее - круговорот природы. Определения материи как субстанции Гельвеций избегал, считая ее лишь словом для описания совокупности различных материальных свойств. Человек подобно другим природным созданиям рассматривался Гельвецием только как живое существо; источник его чувств, желаний и потребностей - ощущения. С позиций сенсуализма Гельвеций сводил воображение, память, суждение, мышление к ощущениям, а источником ошибок считал невежественные суждения.

Все эти идеи были высказаны в 1-й книге Гельвеция "Об уме" (1758; рус. пер. 1917), выход в свет которой стал событием в его жизни и в истории всего французского Просвещения. Сочинение сразу же вызвало нападки со стороны парламента и духовенства. Представив Гельвецию около 100 замечаний, Сорбонна потребовала от автора отречения. Причиной нападок врагов, а также суровой критики многих единомышленников стала последовательно проводимая Гельвецием концепция утилитаризма. Определив человека как природное существо, стремящееся лишь к удовлетворению материального интереса и получению физических удовольствий, Гельвеций из этого делал вывод о себялюбии как основном инстинкте человека. С этих позиций он объяснял все чувства человека и его поведение, отношения между людьми и устройство общества. Любовь к ближнему - результат любви к самому себе, в основе дружбы - корыстный интерес, надежда получить помощь и совет от друга (Вольтер считал, чтотакое понимание помещает дружбу в разряд "низких чувств".) Если бы человек не руководствовался корыстью, он проводил бы жизнь в лени и спокойствии (полемизируя с Гельвецием, Дидро говорил о бескорыстии тех, кто жертвовал жизнью ради Родины, илиученых, напр., Лейбница или Ньютона и т. п.).

В 1772, уже после смерти Гельвеция, усилиями его друзей, а также русского посланника в Голландии князя Д. Голицына вышла его 2-я книга "О человеке", где в центре его антропологической концепции стоит проблема воспитания: "Люди рождаются либо без предрасположений, либо с предрасположениями к самым противоположным порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь продуктом воспитания" (Соч. в 2 т., т. 2. M., 1974, с. 185).

Уверенность во всемогуществе воспитания привела Гельвеция к созданию демократической социально-политической программы. Его идеал - Франция как конфедерация небольших республик, где просвещенный монарх фактически играет роль президента государства. Все граждане превращаются в членов третьего сословия и приобретают равные политические права. Разница в имущественном положении между ними сводится к минимуму. Произведя необходимые изменения в законах и обычаях, просвещенный законодатель мог бы устранить причины социальных бедствий и обеспечить покой народу и стабильное существование государству. Взгляды Гельвеция оказали влияние на дальнейшее развитие материалистической философии. Он заложил основание целостной системы утилитаризма; его последователями стали И. Бентам и Дж. С. Милль.

Соч.: Oeuvres complètes, ν. 1-4. P., 1795; в рус. пер.: Соч. в 2 т., М., 1974; Счастье. М., 1987.

Лит.: Плеханов Г. В. Очерки по истории материализма. - В кн.: Плеханов Г. В. Избр. философ. произв. в 4 т., т. 2. M., 1956, с. 33-128; Вороницын И. Клод Адриан Гельвеций. М.-Л., 1926; Момджян X. Г. Философия Гельвеция. М., 1955; Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995, с. 76-122; Quillois A. Le Salon de Mad. Helvetius. P., 1894; Horowitz I.-L. Claude Helvetius: Philosopher of democracy and enlightenment. N. Y., 1954.

T. Б. Длугач

В начало энциклопедии