Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КВИНТЭССЕНЦИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КВИНТЭССЕНЦИЯ

КВИНТЭССЕНЦИЯ (от лат. quinta essentia - пятая сущность, перевод греч. πέμπτη ουσία) - в античной философии "пятый элемент" (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о котором впервые было разработано в платоновской Академии (см. "Тимей" 55с, где корпускулы квинтэссенции обладают формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию пятого элемента (он сам называл его "первым телом", "первым элементом", "первой сущностью", а также "божественным", "вечным", "горним", "крутовращающимся" телом и "эфиром") в краеугольный камень своей космологии (трактат "О небе"), синтезировав ее с теорией гомоцентрических сфер Евдокса-Каллиппа. Согласно Аристотелю, квинтэссенция, или эфир, - субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их "сфер"); в отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных "возникновению и уничтожению" (циклическому взаимопревращению) и наделенных свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения - пространственное перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах - двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абсолютная неаффицируемость служат обоснованием несотворенности мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа - космического бога.

В дальнейшем квинтэссенция все более отождествлялась с субстанцией бога и души и толковалась как нематериальная субстанция (уже у Аристотеля квинтэссенция "не имеет материи, из которой она возникла", "О небе" 270а25). В эллинистических эсхатологических представлениях о небесно-божественном происхождении "эфирной" души и ее возврате после смерти на астральную прародину аристотелевская квинтэссенция смешалась с платоническими, стоическими и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. "Тускуланских бесед" и "Сон Сципиона" Цицерона); уже у Гераклида Понтийского, Критолая (Академия, 2 в. до н. э.) душа отождествляется с квинтэссенцией; Филон Александрийский отождествлял квинтэссенцию с "художественным огнем" стоиков и определял душу как осколок эфирной квинтэссенции. Представители восточной патристики опровергали учение Оригена, согласно которому тела воскресших состоят не из четырех элементов, а из квинтэссенции.

Особое развитие учение о квинтэссенции получило в неоплатоническом представлении об эфирной "колеснице" (ср. опорные тексты Платона - "Тимей" 41 d-e, "Федр" 247b), или бессмертном астральном теле души, которое она получает при своем "нисхождении" (κάθοδος) в земную жизнь (Плотин, "Эннеады" IV 3,15; Порфирий, "О пещере нимф" II; Макробий, Комментарий к "Сну Сципиона" 112; Ямвлих, "О мистериях" III 14; Прокл, "Начала теологии" 205-209). Этот неоплатонический тезис о существовании эфирного медиума между духом и телом (как на макро-, так и на микрокосмическом уровне) выступил на первый план в философии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттесгеймскому, божественный дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, который обладал бы смешанной духовно-телесной природой ("De philosophia occulta" 114); этот медиум есть "дух мира", квинтэссенция, оживляющая тела (алхимический аспект: квинтэссенция обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит квинтэссенция - "панацея", философский камень и эликсир жизни. Эфирный "дух мира", квинтэссенция встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об "эфирном", или "астральном теле", как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме. Полемика против космологической гипотезы квинтэссенции велась уже в древности: вероятно, Теофраст и, несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и говорили об огненной, а не эфирной природе светил. В 1 в. до н. э. перипатетик Ксенарх из Селевкии написал специальный трактат "Против квинтэссенции" (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в комментариях к трактату "О небе"). Систематическую критику учения Аристотеля о квинтэссенции с позиций креационизма дал Иоанн Филопон в трактатах "О вечности мира против Прокла" и "Против Аристотеля о вечности мира". Лит.: MorauxP. Quinta essentia, RE, 47, 1963,col. 1171-1263.

А. В. Лебедев

В начало энциклопедии