Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КОМЕНСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОМЕНСКИЙ

КОМЕНСКИЙ (Komensky, латиниз. Comenius) Ян Амос

(28 марта 1592, Нивница - 15 ноября 1670, Наарден, Голландия) - чешский педагог, гуманист и философ. Учился в Герборнском ( 1611-12), Гейдельбергском (1613) университетах;

был избран священником (Фульнек, Богемия, 1618), первым епископом (1650) протестантской общины "чешских братьев", вместе с которыми подвергался гонениям; жил в изгнании в городах Польши, Венгрии, Швеции, Голландии. Начиная с 1614 был учителем, ректором в школах, занимался практической педагогикой; всю жизнь боролся за восстановление Чехии и свободу вероисповедания. Получил известность в Европе трудами по педагогике, основанными на философских идеях X. Л. Вивеса и Ф. Бэкона. Стремясь к объединению всех наук о человеке и природе и построению целостной картины мира, Коменский выдвинул проект энциклопедической системы знания - пансофии ("Предвестник всеобщей мудрости" - Pansoptüae Prodromus, англ. пер. 1639, рус. пер. 1939). Проект был поддержан в Англии и Франции, английский парламент даже принял постановление об организации ученой коллегии для разработки "Пансофии", но этому помешала гражданская война. Острая сатира на европейское общество времен Тридцатилетней войны содержится в морально-философском трактате Коменского "Лабиринт мира и рай сердца" (1623, рус. пер. 1896).

В ранней работе "Спорные вопросы, собранные в саду философии?" (1613) Коменский, отвечая на вопрос "всякое ли познание берет свое начало у ощущения?", говорит о том, что "нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущении, как нет ничего в вере, чего раньше не было бы в уме", существуют три источника познания: чувства, разум и Священное Писание. С помощью внешних чувств человек воспринимает окружающий его мир, внешние чувства сообщают эти образы внутренним чувствам, а те в свою очередь - духу, который "созерцает, сравнивает и основательно изучает их" ("Metlodus linguamm novissima" X, 7) и выражает затем в языке. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах - "Великой дидактике" (Didactica magna, 1657, рус. пер. 1875-77) - универсальной теории обучения; "Материнской школе" - о воспитании ребенка в первые шесть лет жизни (1633, рус. пер. 1892); "Открытой двери к языкам" (1631, рус. пер. 1892) - энциклопедического учебника латинского языка, переведенного на 16 языков мира, но особенно в "Мире чувственных вещей в картинках" (Orbis sensualium pictus, 1658, рус. пер. 1768) - учебнике латинского языка для начинающих, который стал обязательной учебной книгой по "Уставу народных училищ в Российской империи" (1786). Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному. В "Обозрении реформированной во славу Божию физики" (Physicae ad lumen divinum reformatae synopsis, 1633) Коменский говорит о трех началах, лежащих в основе мира, - материи, свете (lux) и духе (Spiritus), в котором Бог сообщает миру идеи, определяющие формирование всех вещей. Одна из последних его работ - "Всеобщий совет человеческому роду об улучшении человеческих дел" (De rerum humanarum emendatione consultati catholica ad genus humanum, 1666) - грандиозный проект улучшения общественной жизни и междунароных отношений через установление всеобщего мира и веротерпимости, выравнивания экономического и культурного уровня всех народов, всеобщего обучения и воспитания, одинакового для всех людей. Идеи Коменского оказали громадное воздействие на все последующее развитие европейской педагогики.

Соч.: Opera didactica oinnia, 1657; в pvc. пер: Избр. педагогические соч., т. 1-3. М., 1939-41.

Лит.: KpacHtWCKuii А. А. Ян Амос Коменскпи. М., 1953; ЛордкипанидзеД. О. Ян Амос Коменскпи. 1592-1670. 2-е изд. М., 1970; Hornstem H. Weisheit und Bildung. Studien zur Bildungslehre des Comenius. Düsseldorf, 1968.

Л. А. Микешина

В начало энциклопедии