Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КОНДИЛЬЯК

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНДИЛЬЯК

КОНДИЛЬЯК (Condillac) Этьенн Бонно де (30 сентября 1714, Гренобль - 3 августа 1780, ок. Гренобля) - французский философ-сенсуалист. Родной брат Г. Б. де Мабли. Имя "Кондильяк" получил в 1720, когда его отец приобрел одноименное поместье. Учился в парижской семинарии и Сорбонне, получил духовное образование и сан аббата, но отказался от обязанностей священнослужителя. Интересуясь философией и науками, сближается с Руссо и Дидро, с помощью последнего публикует свою первую книгу - "Опыт о происхождении человеческих знаний" (Essai sur l'origine des connaissance humaines, Амстердам, 1746, анонимно; рус. пер. 1980), которая имела большой успех. В этом произведении Кондильяк разделяет мнение Локка, согласно которому существуют два источника знания - внешний опыт (ощущения и восприятия) и внутренний опыт (рефлексия, т. е. наблюдение над деятельностью сознания). В 1749 выходит "Трактат о системах" (Traité des systèmes, рус. пер. 1938), благодаря которому Кондильяк становится членом Берлинской академии наук. В этом трактате он подверг критике метафизические системы Декарта, Мальбранша, Спинозы и Лейбница, как построенные на основе отвлеченных принципов, тогда как истинная система должна начинать с идей "наиболее простых, сообщаемых нам органами чувств; образовать из них сложные понятия, которые, сочетаясь между собой, в свою очередь произведут другие понятия..." (Соч. в З т., т. 1. M., 1980, с. 288). В 1754 выходит в свет "Трактат об ощущениях", где Кондильяк полностью отказывается от ранее высказанных взглядов, переходя с позиций Локка на позиции Ламетри: единственным источником всех данных сознания оказываются ощущения, более того: "Суждение, размышление, желание, страсти и т. д. представляют собой не что иное, как само ощущение в различных его превращениях" (там же, т. 2, с. 192). Спустя год Кондильяк публикует "Трактат о животных" (рус. пер.1980).

Кондильяк активно участвует в общественной жизни, знакомится с Гольбахом, Гельвецием, Вольтером, Кабанисом, Франклином, Тюрго и др. При этом он отказывается от сотрудничества в "Энциклопедии" Дидро и резко выступает против материализма. В 1758 он направляется в Пармское герцогство в качестве воспитателя наследника престола Фердинанда - внука Людовика XV. За девять лет своего пребывания там он создал шестнадцатитомный труд "Курс занятий по обучению принца Пармского" (опубликован в 1772), куда вошли работы по литературоведению, логике, истории философии. В 1767 возвращается в Париж, избирается членом Французской академии. Но, прочитав вступительную лекцию, он уединяется в своем деревенском замке и предается научным занятиям. Издав в 1780 "Логику" (рус. пер. Т. Осиповского, 1805 г.), Кондильяк умирает, не успев закончить большой трактат "Язык исчислений" (La langue des calculs, 1798), в котором, следуя идеям Лейбница, он пытался построить искусственный язык символов и правил оперирования ими.

Разработанная Кондильяком сенсуалистическая теория познания сыграла важную роль в развитии французского Просвещения. Постулируя существование духовной субстанции - носителя сознания - Кондильяк объявляет, что самосознание возникает лишь благодаря изменениям, которые мы ощущаем в себе, и помещается в определенной части мозга, называемой им sensorium commune (общее чувствилище). При этом он был номиналистом, резко выступившим против приписывания идеям действительности. Вместе с тем при решении психофизической проблемы он в духе окказионализма заявляет, что тело совершенно отлично от души и может быть лишь поводом, а не причиной возникновения наших знаний, так что душа способна приобретать знания и без помощи органов чувств, как это она будет делать после смерти тела. В области социальной философии Кондильяк выступает как классический представитель Просвещения: считая, чтохарактер народа формируется под влиянием климата и формы правления, последней он отводит решающее значение.

После революции 1789 работы Кондильяка были положены в основу философского образования. Он оказался единственным философом 18-19 вв., сполна оценившим логические идеи Лейбница касательно искусственных языков; возможно, именно поэтому Виндельбанд объявил его родоначальником позитивизма.

Соч.: Oeuvres philosophiques, v. 1-2. Р., 1947-48; в рус. пер.: Соч. в 3 т. М., 1980-83.

Лит.: Богуславский В. М. Кондильяк. М., 1984; Bizzarri R. Condillac. Brescia, 1945; Lefèvre R. Condillac. P., 1966.

О. В. Суворов

В начало энциклопедии