Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
РАУШЕНБУШ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАУШЕНБУШ

РАУШЕНБУШ (Rauschenbusch) Уолтер (1861-1918) - американский протестантский теолог, лидер социального евангелизма. После окончания богословской семинарии в Рочестере стал баптистским пресвитером в бедном районе Нью-Йорка. Непосредственное знакомство с жизнью городских трущоб воодушевило Раушенбуша на разработку доктрины социального евангелизма, систематически изложенную им в книге "Христианство и социальный кризис" (Christianity and Social Crisis, 1907). Наступил, утверждал он, "Великий день Христа", когда раскрылись способности человека построить "Царство Божие путем преобразования всех общественных отношений в соответствии с нормами евангельской морали, и прежде всего главной из них - заповедью любви". Поэтому церковь не должна оставаться равнодушной к страданиям людей и ограничиваться заботой о спасении отдельных индивидов. Ее главная задача - добиться "перенесения гармонии небес на землю", что должно ликвидировать социальное зло и эксплуатацию, заменив ее системой добровольных услуг.

Раушенбуш последовательно развивает идеи либерального протестантизма 19 в., соответствующим образом интерпретируя ключевые христианские догматы (см. Догматы христианские) и понятия. По его мнению, в людях заложен особый социальный инстинкт, который составляет основу жизни общества и моральных норм; он проявляется прежде всего в стремлении к добру и любви к другом людям. Поэтому христиане способны своими силами преодолеть социальную несправедливость, сознательно и в качестве младшего партнера Творца эффективно участвовать в создании Царства Божьего. Тем самым в отличие от ортодоксальной протестантской концепции трансцендентного Бога, пребывающего по ту сторону человеческого опыта, он утверждает концепцию имманентного Бога. Соответственно и понятие греха интерпретируется Раушенбушем не как полная утрата свободы воли и склонности к добродетели (М. Лютер, Ж. Кальвин), но как духовный и практический эгоизм, себялюбие, игнорирование интересов других людей, т. е, как мирской порок, поддающийся исправлению в результате осознания истинными христианами своего земного призвания и неустанного самосовершенствования.

Взгляды Раушенбуша выразили социальные позиции лидеров крупнейших протестантских церквей США, озабоченных растущими противоречиями труда и капитала, что привело к бурному росту христианских рабочих организаций и профсоюзных объединений. Последующее развитие США, особенно 1 -я мировая война и годы депрессии, выявили утопичность "позитивной" программы Раушенбуша, в 1930-х гг. подвергшейся резкой критике со стороны Райнхольда Нибура. Одна^ ко страстные обличения Раушенбушем мучительных противоречий индустриального общества и защита идеалов либерализма оказали громадное влияние на позиции христианских идеологов и протестантских церквей, в частности на социальную философию М. Л. Кинга. Выдвинутая Раушенбушем концепция мирной "революции духа", противопоставляемая Октябрьской "захватной революции" 1917, была положена в основу программы российских баптистов.

Соч.: Социальные принципы Иисуса Христа. Нью-Йорк, б. г.; Christianizing the Social Order, 1912; The Social Principles of Jesus, 1916; A Theology for the Social Gospel, 1922. Лит.: Кислова А. А. Социальное христианство в США. М., 1974; Митрохин Л. Н. "Социальный евангелизм" Раушенбуша.- В кн.: Баптизм: история и современность. СПб., 1997.

Л. Н. Митрохин

В начало энциклопедии