Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ИКОНОБОРЧЕСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИКОНОБОРЧЕСТВО

ИКОНОБОРЧЕСТВО - явление истории и духовной культуры Византии. Ознаменовало целую эпоху в жизни Византийской империи 8-9 вв. В 726 император Лев Исавр (717-741) издал указ, запрещавший поклонение иконам (живописным изображениям и статуям Христа, Богоматери и святых) как святыням. В 730 издал более суровый указ, предписывавший уничтожать иконы. Патриарх Герман, отказавшийся подписать указ, был смещен. Часть клира присоединилась, по-видимому, из искреннего убеждения, к императорской иконоборческой партии, другая часть, а также практически все монашество, сопротивлялись и подвергались гонениям. Сын Льва Константин V (741-775) усилил гонения, особенно против монахов: их изгоняли из монастырей, насильно женили, брили, ав случае неповиновения секли кнутом, ссылали или казнили. Константин озаботился и теоретическим обоснованием иконоборчества: в 754 по его распоряжению был созван церковный собор, объявленный 7-м вселенским, рассматривавший свидетельства Писания и отцов Церкви против поклонения материальным изображениям как идолопоклонства. Сами иконоборцы из материальных символов признавали достойным почитания лишь крест. После смерти Константина в 787 в Никее собрался вселенский церковный собор, последовательно опровергший все аргументы и догматы собора 754 как еретические. Однако иконоборческое движение вспыхнуло с новой силой при императоре Льве V (813-820) и продолжалось как государственная политика при Михаиле II (820-829) и Феофиле (829-842). Лишь после смерти Феофила его вдова Феодора восстановила иконопочигание и ввела в 843 праздник "Торжества православия", отмечающийся до настоящего времени Православной церковью в первое воскресенье Великого поста.

Трудно уяснить мотивы иконоборцев, в частности и потому, что большая часть их сочинений не сохранилась. Из многочисленных гипотез, выдвигавшихся исследователями для объяснения иконоборчества, можно выделить в качестве главных следующие: 1) иконоборчество - это род рационалистического просвещения, когда просвещенные императоры боролись против суеверия за чистоту христианства (с этой точки зрения европейскую Реформацию также называют эпохой иконоборчества); 2) государственная власть Византии стремилась сломить политическую и экономическую мощь монашества и церкви вообще, т. е. иконоборчество - это цезаропапизм (с этой точки зрения проводилось сравнение между иконоборчеством и церковной политикой Петра I); 3) влияние ислама - главного соперника Византии в ту эпоху (императоры-иконоборцы принадлежали к Исаврийской династии и происходили с Востока).

Вероятно, все эти факторы в той или иной мере имели место. Однако более убедительным представляется видеть в иконоборчестве проявление тенденции, постоянно присутствующей в самом христианстве. Она не связана ни с политикой, ни с экономикой и проявляется, в частности, в творчестве Оригена, Евсевия Кесарийского, средневековых философов-реалистов, платонизирующих противников Григория Паламы, неоплатоников Возрождения и немецких мистиков; в более резкой форме - в еретических движениях богомилов на востоке Европы и альбигойцев на западе. Это уклон христианства к дуализму, "ересь платонизма". В обоснование своей позиции иконоборцы ссылались прежде всего на Ветхий Завет ("Не сотвори себе кумира"), на новозаветный тезис "Отца же никто не видел" и на догмат о божественной природе Иисуса Христа (на иконе может быть представлена только человеческая его природа, так что поклонение иконе - несторианская ересь), а также на святоотеческие учения, прежде всего Евсевия Кесарийского и Епифания Кипрского (наиболее философски убедительную мотивацию будущего иконоборчества предлагает Ориген, на которого прямо не ссылались, но под влиянием которого находились многие отцы Церкви, в т. ч. Евсевий). В качестве теоретиков иконопочитания и главных борцов против иконоборчества выступали Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх Никифор. Ими было разработано учение об образе вообще и его соотношении с первообразом, но главная полемика велась в области христологаческой догматики: в учениях иконоборцев была выявлена присутствовавшая там докетическая тенденция (во Христе усматривается прежде всего его божественная природа как Логоса, вселенского разума, а воплощение принимается не вполне всерьез). В почитании икон видят почитание главного события христианской истории - Боговоплощения. Само поклонение относят не к иконе, а к ее прообразу, однако икона - не просто символ и напоминание; между нею и ее прообразом мыслится реальная связь, своего рода "ипостасное единство", так что икона для верующего - священный предмет, способный творить чудеса силою своего прообраза.

Лит.: Флоровскии Г. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор.- В кн.: Догмат и история. М., 1998, с.351-377; Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. B., 1929; Martin E. J. A History of the Iconoclastic Controversy. L., 1930.

Т. Ю. Бородой

В начало энциклопедии