Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. emergo - возникать) - учение об эволюции живого как сумме двух процессов: 1) преобразование прежних свойств (в дарвинизме, ламаркизме и многих др. эволюционных учениях) и 2) редкие акты возникновения чего-то принципиально нового - "эмердженты". Понятие эмерджента ввел английский философ Дж. Г. Луэс (1875). Эмерджентный эволюционизм как натурфилософское учение разработан в 1920-х гг.; основные эмердженты тогдашнего учения: живая клетка, клеточное ядро, половое размножение, нерв, мышление. Французский эколог А. Вандель (1968) видел эмерджент как переход на новый уровень организации. Австрийско-американский философ Э. Янч (1979) истолковал эмерджент как диссипативную структуру термодинамики, чем придал учению конкретный смысл: в достаточно сложном и активном потоке новое просто не может возникать в силу законов физики. Абстрактный биологический механизм эмерджентной эволюции описал английский биохимик и натурфилософ Р. Шелдрейк (1981) на основе своего "принципа формативной причинности": появление новой материальной формы в природе аналогично появлению новой мысли в мозгу. Философской базой эмерджентного эволюционизма служит логическая невыводимость (новых форм из прежних) в смысле К. Гёделя: мы фиксируем эмерджент всегда, когда описываем высший уровень организации в терминах низшего.

Ю. В. Чайковский

Философские концепции эмерджентной эволюции возникли как попытка примирить принципы механицизма и витализма при объяснении строения и эволюции мира. Главные представители - К. Л. Морган, С. Александер, А. Ф. Н. Уайтхед, П. Тейяр де Шарден, Я. X. Смэтс.

Согласно этой концепции, эволюция происходит скачкообразно, в результате качественных изменений при переходе на новый уровень бытия. Конкретизируя характер и особенности изменений, сторонники учения эмерджентной эволюции различают их по их результатам и выделяют соответственно два типа изменений: первый - те изменения, результаты которых можно предусмотреть априорно, не прибегая к услугам непосредственного опыта, используя математические вычисления на базе исходных элементов. Этот тип изменений называется "результантом". Ко второму типу относятся изменения, не зависящие от исходных элементов, результаты которых невозможно предсказать и которые возможно познать только в непосредственном опыте. Они получили название "эмерджентов".

В соответствии с градацией "эмерджентов", возникающий уровень существования представляет собой условие, "тело" для новой "души" следующего, высшего уровня, который содержит низший в себе, но не порождается им. Называют разное количество этих уровней, от трех (материя, жизнь, психика) до нескольких десятков. Переход от низшего уровня к высшему происходит в результате действия некой движущей силы. УАлексавдера - это непознаваемое стремление к божественному, "низус" (лат. nisus - устремление, порыв), у Уайтхеда - "творческая способность" как "универсальный метафизический принцип перехода от расчлененности к соединению, творящему новую сущность", также не подлежащий объяснению, у Смэтса - принцип целостности.

Ф. Н. Блюхер Лит.: Чайковский Ю. В. Элементы эволюционной диатроники. М., 1990; Alexanders. Space, Time and Deity. L., 1927; Morgan С. L. Emergent Evolution. L., 1927; WhiteheadA. N. Process and Reality. N. Y, 1960; Jantsch E. The Self-organizing Universe: Scientific and Human Implication of Emerging Paradigm of Evolution. Oxf.-N.Y., 1980; Sheldrake R. The Presence of the Past. L., 1994.

В начало энциклопедии