Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА - одна из основных раннегреческих философских школ (кон. б-1-я пол. 5 в. до н. э.); традиция метафизического монизма, объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (принадлежность Ксенофана к Элейской школе сомнительна, хотя его монотеистическая теология могла оказать влияние на монизм Парменида). Сложилась на Западе, в фокейской колонии Элея на тирренском берегу Италии.

Эпистемология Элейской школы отмечена последовательным рационализмом и панлогизмом, онтология - строгим монизмом, известным в древности как учение о КV кой παν (букв. - "одно и все" или "едино-целое"). Непроходимая пропасть между чувственным и умопостигаемым выражается в жестком противопоставлении мнения (докса), основанного на чувственных "явлениях", "истине", или "знанию", основанному исключительно на разуме-нусе и проверяемому логическим рассуждением. Все рациональное реально; все иррациональное (противоречивое) ирреально; законы бытия и законы мышления тождественны. Основной аргумент Элейской школы: если нечто есть, то оно должно обладать такими-то свойствами (одно, непрерывно, вечно и т. д.), выводимыми из самого понятия бытия (и семантики глагола "быть"). Однако явления чувственного опыта, принимаемые обыденным сознанием за вещи ("сущие"), не обладают этими свойствами. Следовательно, о них нельзя сказать, что они "есть": они появляются и исчезают, перемещаются, меняют цвет и температуру, но не "есть". Но нечто по необходимости должно "быть", т. к. в противном случае мышление (voeоv) было бы невозможно: нельзя помыслить "то, чего нет". А поскольку есть то, что есть, то оно тождественно самому себе, следовательно, не различно, следовательно, одно. И это "одно" есть "все", т. е. предметный и независимый от нашего субъективного восприятия Универсум (το ποεν): абсолютно однородный неделимый континуум, исключающий всякое дробление на части, всякую пространственную и временную множественность, и притом - универсум "полный" (т. е. лишенный всякой "пустоты", отождествляемой с "тем, чего нет") и объемлющий "сразу всю" целокупность бытия в вечном "теперь" и в границах идеальной сферы (у Парменида). Это интегральное целое бытия (ср. неделимую пифагорейскую единицу-монаду) дробится чувственным восприятием на множество псевдообъектов, которым присваиваются условные "имена": так порождается конвенциональный мир множества и движения, роста и убыли, жизни и смерти и т. д. Вера в реальность множества вещей - результат логической ошибки, допущения, что наряду с "тем, что есть", есть и "то, чего нет", т. е. провалы в бытии, делающие его дискретным, а также допущение, что об одном и том же субъекте (сущем) могут сказываться контрарные предикаты (физические противоположности). Стоит сорвать с "сущего" ярлыки "имен", как иллюзорный мир множества растворится в недифференцированной "глыбе" бытия.

Насмешки здравого смысла над монизмом Парменида были встречены Зеноном Элейским, взявшимся показать в своих апориях, что допущение существования множества приводит к еще более абсурдным следствиям. Наконец, Мелисс систематизировал (с незначительными модификациями) учение Элейской школы. Вызов, брошенный школой естествознанию, был принят Демокритом, признавшим реальность "несущего" (пустоты) и раздробившим неподвижный моно-атом Парменида на множество движущихся атомов.

Элейская школа создала онтологию как философскую дисциплину, впервые применила в философии дедуктивно-аксиоматический метод; по свидетельству Аристотеля, антиномии Зенона положили начало античной диалектике. Очевидно, онтология Элейской школы была также аксиологией универсальной значимости, рациональной теологией, которая должна была служить обоснованием права, морали и внутренней атараксии мудреца. Школа оказала влияние на метафизику Платона и на теоретическую физику Аристотеля (предложившего свое учение о материи - форме - лишенности как ответ на апории Элейской школы).

Лит.: Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980; Богомо.ювА. С. Диалектический логос. М., 1982; Kirk G. S., Raven J. Ε., Schofield M. The presocratic philosophers. Cambr., 1983; Studies in Presocratic philosophy, ed. by D. J. Furley, R. E. Alien, vol. 2. L., 1975.

А. В. Лебедев

В начало энциклопедии