Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА

ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА (санскр. vyavaharika-paramärttuka - практическое и высшесмысловое)-важнейшая парадигма индийской философии, демаркация эмпирически-условного и сущностно-безусловного, маркирующая различные уровни познания и одновременно степени соответствующей им реальности.

Парадигма вьявахарика-парамартхика, выявившаяся уже в шраманский период (см. Пакудха Каччана), присуща в той или иной мере почти всем индийским направлениям и школам. Различение типа вьявахарика-парамартхика можно определить как философию компромисса-между "высшей истиной", доступной очень немногим, и "практическими истинами", по которым живут все остальные и отрицать которые было бы весьма неосторожно для тех, кто претендует на апелляцию к ценностям "обычных людей". В наибольшей мере потребность в подобном компромиссе ощущалась строгими монистами, которые, с одной стороны, должны были "вчитывать" свою доктрину в не совсем соответствовавшие ей авторитетные тексты, с другой,-настаивая на картине мира как в конечном счете лишь иллюзорной манифестации Абсолюта ("единого без другого") в мире становления, множественности и обычной религиозной практики (априорно требовавшей различения "я" и "ты"), правомерно считали такого рода картину мира трудновоспринимаемой для рядовых адептов, которых они не считали нужным терять. В то же время концепция вьявахарика-парамартхика отражает интуиции в видении многомерности реальности и попытки разграничить реальности "практическую" и "метафизическую". Поскольку отстаивать первую можно лишь сопоставляя ее с реальностью безусловно "фантомной" (прежде всего в виде конструкций мысли, не соответствующих реальному референту), к вьявахарике и парамартхике со временем достраивался третий, "нулевой" уровень истины и реальности (типа рогов зайца, небесного цветка, сына бесплодной женщины и т. д.). Эти концепции получили различные акцентировки в трех философских системах-вначале в мадхышике и йогачаре, а затем в заимствовавшей эти буддийские дифференциации адвайта-веданте.

Хотя во всех этих системах совмещаются гносеологические и онтологические акцентировки вьявахарики и парамартхики, в мадхьямйке решительно преобладают первые. Вьявахарика и парамартхика (первая обозначается как sanivrti, букв.-завертывание) именуются здесь satya- "истины". Нагурджуна и его последователи (прежде всего Чандракир" ти и Бхававивека) подчеркивают непреложность двух "истин" (Мулямадхьмака-карика XXIV. 9 и ел.) в целях "оправдания" основоположений буддизма-таких, как четыре благородные истины, теория дхарм, пратитья-самутпада - в контексте учения об Абсолюте как Пустоте (шунья-вада), а также обоснования отсутствия противоречия между сотериологией и ноуменальным тождеством сансары и нирваны. Йогачары, напротив, оставляют большее пространство для онтологического различения трех "природ" (свабхава) или "характеристик" (лакшана). В "Самдхинирмочана-сутре", "Махаянасанграхе" Асанги и в специальном стихотворном трактате Васубандху "Трисвабхаванирдеша" различаются три уровня реальности сознания-бытия: 1) "воображаемый" (parikalpita); 2) "зависимый" (paratantra) и 3) "совершенный" (patinispanna). В первом случае речь идет о несущем (мир объектов и все понятийные оппозиции), во втором-о сущем не так, как оно является, в третьем ο сущем в абсолютном смысле. Если ведантист Гаудапада значительно ближе к мадхьямикам, то Майдана Мишра- к йогачарам. Последний вводит и четвертую реальность- самого Незнания, обусловливающего мир эмпирических объектов, которое не может располагаться на том же ярусе, что и они. Последователем Гаудапады в разработке темы вьявахарика-парамартхика можно считать Шанкару, Мандана Мишры - Падмападу.

В. К. Шохин

В начало энциклопедии