Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ТРЕЛЬЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТРЕЛЬЧ

ТРЕЛЬЧ (Трёльч) (Troeltsch) Эрнст (17 февраля 1865, Аугсбург - 1 февраля 1923, Берлин) - немецкий протестантский теолог, философ, социолог. Изучал теологию и философию в Эрлангене и Тюбингене; заметное влияние на формирование его взглядов оказали идеи И. Канта, Ф. Шлейермахера, А. Ричля. С 1890 - приват-доцент в Гёттингене, с 1894 - профессор систематической теологии в Гейдельберге, с 1915 - профессор философии в Берлине. А. Гарнаквречи, посвященной памяти Трёльча, в 1923 назвал его "самым крупным немецким философом истории после Гегеля". Развивая идеи либеральной теологии, Трёльч поставил в центр своих исследований проблему историзма и критику его одностороннего понимания. В годы первой мировой войны и после ее окончания он защищал идеи демократических свобод и прав человека, европейского единства. В 1919-21 занимал видный пост в министерстве культов Пруссии.

Стремясь найти философскую основу исторических событий и обосновать критерий их оценки, Трёльч пытался связать метафизику с христианской верой. Он полагал, что решить эту задачу призвана теология, тшрелигаеведение (для него - равнозначные понятия): это та область знания, которая охватывает историю и метафизику в их взаимосвязи. Религиозность Трёльч понимал как априорное переживание, религию - как мистическое переживание тайны жизни, которое в релятивном, фактическом, однократном обнаруживает априорновсеобщее, абсолютный дух. Будучи теологом, Трёльч не был человеком церковным. Он полагал, что религиозность образованного человека может существовать вне таких институциональных форм, как церковь или секта: "дух веет, где хочет". Согласно Трёльчу, "абсолютность христианства" как религии может быть признана только в том смысле, что оно до сих пор "сохраняет для нас наивысшее значение" и внушает уверенность в правильности избранного пути к совершенной истине. Однако не исключается возможность появления откровения, открывающего еще более глубокие принципы.

Это означает, что библейское Писание может быть принято в качестве последнего метафизического основания: абсолютное в истории никогда ни в одном конечном пункте, событии не осуществляется абсолютным образом. Явление Иисуса Христа в истории не есть завершение религиозной истории человечества: на христианстве она не заканчивается. Само представление об окончательном Откровении Божьем в истории для Трёльча, с позиций его пантеистически окрашенного понимания мира и истории, его мистической концепции Бога, неприемлемо. Проблема истории решается не посредством противопоставления релятивизма и абсолютизма как взаимоисключающих противоположностей, но в нахождении их взаимоопосредования, возможности увидеть и понять в релятивном стремление к абсолютной цели.

Такое понимание истории, концепция "преодоления историзма" сказались в оценке Трёльчем Реформации. Он отверг взгляд на Реформацию как начало Нового времени, а также представление о продолжающемся воздействии ее идей на современный мир. Между Реформацией и современностью не плавный переход, а "перерыв постепенности": современный мир характеризуется новым типом культуры и нравственности. Трёльч обращается в этой связи к исследованию социального учения христианства, социальной этики. Его вклад в развитие социологии религии оказался весомым. Предложенная им (вместе с М. Вебером) типология социальных форм существования религии (церковь - секта - мистические группы) легла в основу социологического исследования религии. Главная его работа в этой области "Социальное учение христианских церквей и групп" (Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, 1912).

Соч.: Vernunft und Offenbarung bei J. Gerhardt und Melanchton, 1891; Atheismus und Idealismus, 1899; Die Absolutheit des Christentums und die Religionsgeschichte, 1902; Grundprobleme der Ethik, 1902; Politische Ethik und Christentum, 1904; Die Bedeutung des Protestantismus für die Entstehung der modernen Welt, 1906; Die Bedeutung der Geschichtlichkeit Jesu für den Glauben, 1911; Augustin, die christliche Antike und das Mittelalter, 1915; Der Historismus und seine Überwindung, 1924; Glaubenslehre. Tub., 1925; Gesammelte \\ferke, Bd. 1-4. Tub., 1912, 1913,1922,1925; в рус. пер.- Историзм и его проблемы. М., 1994.

Лит.: VermeilE. La Pensûe religieuse d'Emst Troeltsch, 1922; Alberca I. E. Die Gewinnung theologischer Nonnen aus der Geschichte der Religion bei T. Troeltsch. Munch., 1961; Gabriel H.-J. Christlichkeit der Gesellschaft? Eine kritische Darstellung der Kulturphilosophie von Ernst Troeltsch. В., 1975.

В. И. Гараджа

В начало энциклопедии