Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ФЁДОРОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФЁДОРОВ

ФЕДОРОВ Николай Федорович [26 мая (9 июня) 1829, с. Ключи Тамбовской губ. - 15 (28) декабря 1903, Москва] - русский религиозный философ. Незаконнорожденный сын князя П. И. Гагарина. Окончил Тамбовскую гимназию (1849), затем учился в Ришельевском лицее в Одессе (1849-52). Путем самообразования приобрел энциклопедические познания в разных областях науки и искусства. В 1854-68 преподавал историю и географию в уездных училищах средней России. В 1869-73 работал в Чертковской библиотеке, в 1874-98 - в библиотеке Румлнцевского музея, определив на четверть века ее духовную атмосферу. Создатель философии музейного и библиотечного дела, выступил с рядом инициатив в области изучения и сохранения исторического и культурного наследия России. Свое учение развивал с 1851, сначала устно, а со 2-й пол. 1870-х гг. - в крупных работах и статьях; после смерти Федорова его ученики В. А. Кожевников и Н. П. Петерсон подготовили к печати трехтомное собрание сочинений мыслителя под названием "Философия общего дела" (в свет вышли первые два тома: т. 1-2,1906-13).

Федоров усматривал в эволюционном процессе стремление к порождению сознания, разума, которые, начиная с человека, призваны стать орудиями уже не бессознательного, а сознательного, нравственно и религиозно направленного совершенствования мира (активная эволюция, регуляция природы). Опираясь на святоотеческую традицию (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), развил положения активно-христианской антропологии: Бог, создавший человека по Своему образу и подобию, действует в мире прежде всего через человека и через него же Он будет осуществлять центральные онтологические обетования христианской веры; воскрешение умерших, преображение их природы, вход в бессмертный, творческий эон бытия. Федоров изложил основы идеи богоч&ювечества, сотрудничества божественных и человеческих энергий в деле спасения, обосновал идею условности апокалиптических пророчеств. Благой исход истории, становящейся "работой спасения", предполагает необходимость нового фундаментального выбора, связанного с императивом эволюционного восхождения. Обнажая изъяны одностороннего технического развития (протезная цивилизация), выдвинул идею органического прогресса, ориентированного на преображение физической природы человека.

Новый, радикальный поворот в философии видел в отказе от отвлеченного мышления, пассивного созерцания, в переходе к определению ценностей должного порядка вещей, к выработке плана преобразовательной деятельности человечества. Провозглашал нераздельность онтологии и деонтологии ("истина есть только путь ко благу"), необходимость проективного мышления, превращения гносеологии в гносеоургию. Свою систему называл супраморализмом, обосновывал принципы "совершеннолетней", "сыновней" нравственности ("все мы братья по любви к отцам"), не ограничивая законы этики сферой человеческих отношений, указывая на зависимость нравственного начала в человеке и обществе от материально-природного порядка вещей. Залогом достижения "всеобщего родства" считал преодоление смертоносных сил во внешнем мире и в самом человеке (психофизиологическая регуляция). Убежденный в неполноте альтруистической морали (жертвенность одних предполагает вечный эгоизм других), предлагал формулу: "не для себя и не для других, а со всеми и для всех". Антиномию индивидуализма и коллективизма разрешал через принцип соборности, утверждая его как основу совершенного социального устроения (общество "по типу Троицы").

Философия Федорова стоит у истоков русского религиознофилософского ренессанса, определяя многие его темы; полагает начало течению ноосферной мысли (русский космизм). Теургическая эстетика Федорова (переход от "искусства подобий" к творчеству жизни, литургический синтез искусств) оказала воздействие на философско-эстетические искания кон. 19 - нач. 20 в. (Вл. Соловьев, А. Белый, Вяч. Иванов, В.Чекрыгинидр.). Соч.: Собр. соч., т. 1-4. M., I995-98. Лит.: Кожевников В. А. Николай Федорович Федоров, в. 1. M., 1908; ОстромировА. (А. К. Горский). Николай Федорович Федоров и современность, в. 1-4. Харбин(?), 1928-33; Семенова С. Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990; Hagemeister M. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Müneh., 1989.

С. Г. Семенова

В начало энциклопедии