Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ФЕДР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФЕДР

ФЕДР (Φαιδρός) из Афин (ок 138-70 дон э)-главаэпикурейской школы в Афинах после Зенона Сидонского, его преемник - Патрон Сыграл важную роль в распространении эпикурейского учения среди римлян приблизительно с 90 преподавал философию в Риме, в 88 его слушал 16-летний Цицерон (Cic ad fam XIII l, 2), позднее Федр возвратился в Афины, где в 79/78 его лекции снова посетил Цицерон вместе со своим другом Аттиком (Cic Nat Deor 133,93, Fin 15, 16 V 1, 3) Сочинения Федра не сохранились, по названию известен трактат "О богах" (Cic ad Att XIII 39,2) - предположительно один из источников 1-й книги трактата Цицерона "О природе богов" Федр отказался от восходящего к Эпикуру правила "жить незаметно" и держаться подальше от политики (ср Cic ad Att XVI 7, 4), что было характерно для римских эпикурейцев (см Эпикуреизм)

Лит.: Grundnss der Geschichte der Philosophie Die Philosophie der Antike, Bd 4 Basel, 1994, S 273, RaubitschekA E - "Hespena", 1949, 16, p 96-103, Sbordone F Primi lineamenti di un ntratto di Fedro epicureo - "Parole e Idee", 1968, 10, p 21-30

M А Солопова

" ФЕДР" (Φαιδρός ή περί έρωτος, ηθικός, подзаголовок "О любви, этический") - диалог Платона, первая редакция возникла, вероятно, в конце 380-х гг до н э , поздняя редакция может относиться к 350-м гг, следует предположить также редакцию составленную перед 2-й сицилийской поездкой ок 369-367 Время действия "Федра" - 418-416 Действующие лица Сократ и Федр - восторженный поклонник красноречия и философии (ср "Протагор", "Пир") Помимо вступления (227а-230е), где описано место действия - платан на берегу речки Илис в пригороде Афин, в диалоге 4 части 1) Федр зачитывает речь Лисил (230е-234с) о том, что невлюбленный поклонник предпочтительнее влюбленного, в которой пародирует некоторые положения Ашписфена из Афин, 2) Сократ в качестве дополнения к ней произносит свою 1-ю речь (в которой можно усмотреть некоторые намеки на Исократа) (237b-241d), 3) опасаясь нечестивой речью прогневить бога Эрота, Сократ произносит свою 2-ю речь (24Че-257Ь) которая преимущественно и подвергалась расширению и редактированию - в дошедшем до нас варианте Со1фаг, восхвалив "божественное безумие", определяет душу как самодвижное и потому бессмертное начало уподобив разумное начало души (λογιστικον) возничему, управляющему крылатой парной упряжкой (аффектами), в которой один конь благороден (θυμοειδές), а другой - его противоположность (έπιθυμητικον), Сократ рассказывает о жизни богов, занебесной области - сфере истинного бытия и о человеческих душах, которые в меру подобия божеству достигают занебесной области или же "теряют крылья" и, отбывая наказание, падают на землю или даже попадают под землю, видевший истинную красоту узнает ее отблеск в человеческой красоте и тогда, испытывая состояние влюбленности, вспоминает зрелище неземной красоты, и его душа окрыляется, 4) сопоставление 2-й речи Сократа и речи Лисия подводит собеседников к проблеме риторики (257Ь-279с) для хорошей речи необходимо знание того, о чем идет речь, а также знание подобия и неподобия, рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой идее и разделение всего на виды - диалектика, в отличие от существующей риторики истинная риторика должна покоиться на совершенном знании человеческой души, при этом совершенная речь в принципе не нуждается в записи, мудрый предпочтет сеять речи в душах людей, способных дать им истинное бессмертие Несмотря на многоплановость "Федра", его отличает композиционное единство речь Лисия - пример речи, не основанной на знании, 1-я речь Сократа - пример речи, основанной на сознательном введении в заблуждение (на знании неподобия), 2-я речь Сократа основана на знании, в ней используется диалектический метод, рассуждение о риторике ставит общую проблему метода, позволяющего фиксировать и передавать истинное знание

Уже античные толкователи по-разному определяли тему "Федра" любовь, риторика, душевное начало, душа, благо, первичная красота, разнообразие красоты (сводка этих мнений в комментарии неоплатоника Гермия, 5 в ) Общая проблема всех частей "Федра" - субъект истинного знания (душа), его объект (иерархия красоты, восходящая к истинному бытию) и средство их объединения (любовь)

Рус пер. И Сидоровского(1780),В Н Карпова (1863), Н Мурашова (1904), С А Жебелева (1922), А Н Егунова (1965)

Изд.: Федр, пер А Н Егунова, вступ ст и комм Ю А Шичалина (греч и рус текст) M , 1989, Robin L Phèdre, introd , texte et trad fran P, 1933, Plato's Phaedrus, transi with introd and comm by R Hackforth Cambr, 1952, Phèdre, texte et trad par С Moreschmi et P Vicaire, pref De J Brunschwig, introd et notes par G Samama P, 1998 (Les Belles Lettres), Fedro, a cura di G Reale, testo cntico di John Burnet Milano, 1999 (библ )

Лит : Hermiae Alexandrini in Platoms Phaedrum Scholia, ed P Couvreur P, 1901, De VnesG J A commentary on the Phaedrus of Plat Amst , 1969, Thompson W H The Phaedrus of Plato N Y, 1973, GnswoldC Self Knowledge in Plato's "Phaedrus" New Haven, 1985, Ferrari G R F Listening to the Cicadas A Study of Plato's "Phaedrus" Cambr, 1987, Understanding the "Phaedrus" Proceedings of the II Symposium Platonicum, ed by L Rossetti Sankt Augustin, 1992 (сборник из 41 статьи о "Федре")

Ю А Шичалин

В начало энциклопедии