Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
СЕН-СИМОН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СЕН-СИМОН

СЕН-СИМОН (Saint-Simon) Анри-Клодде Рувруа (17 октября 1760, Париж- 19 мая 1825, Париж)- французский социолог, один из родоначальников социализма. Происходил из знатного рода, получил образование под руководством д'Аламбера. Участвовал добровольцем в борьбе за независимость североамериканских колоний; во время Французской революции на некоторое время примкнул к якобинцам; неоднократно был на краю разорения и гибели и был спасен друзьями и близкими.

Основные произведения: "Письма женевского обитателя к своим современникам" (Lettres d'un habitant de Genève a ses contemporains, 1803), "Введение к научным трудам XIX в." (Introduction aux travaux scientifiques au XIX siècle, 1808), "Индустрия" (L'industrie, v. 1-4,1818), "Организатор" (L'organisateur, livr. 1-2,1819-20), "О промышленной системе" (Du système industriel, pt. 1-3,1821-22), "Катехизис промышленников" (Catéchisme des industriels, 1-4,1823-24), "Новое христианство" (Nouveau Christianisme, 1825).

Уже в ранних работах развивал идеи разделения общества на три основных класса; класс мудрецов (представители либеральных профессий и артисты), класс собственников и консерваторов и, наконец, класс эгалитариев, или народ. Духовной властью должны обладать исключительно люди науки, ученые, воспитывающие подрастающее поколение. Новой, научной религией должен стать "физицизм", а негативный моральный принцип ("не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой") должен смениться принципом позитивным и активным - "каждый человек должен трудиться".

В дальнейшем Сен-Симон перешел от физицизма к созданию концепции "социальной физиологии". Либерализму как политической силе, основанной на собственности и капитале, а также власти класса логистов, защищающих права собственников, Сен-Симон противопоставляет идею индустриализма как продуктивной силы общества. Он говорит о противоположности между старым феодальным обществом, основанном на воинской доблести, а потому аристократическом и теологическом, и обществом современным, носящим сугубо экономический и индустриальный характер, имеющим целью создание возможно большего количества благ для трудящегося и производящего класса. Между двумя этими состояниями общества Сен-Симон выделяет промежуточную фазу, в которой господствует дух абстракции и метафизики (эта идея трех состояний общества в дальнейшем будет развита О. Контом). Цель современного общества - экономический прогресс - может быть достигнута при наилучшем применении знаний, полученных в науках, искусствах и ремеслах, С энтузиазмом и оптимизмом относясь к машинному производству, Сен-Симон стремится связать развитие крупной промышленности и научную организацию общества с возможностью подлинной человеческой эмансипации.

Разделяя живущих в обществе индивидов на трудящихся, производителей и людей праздных, Сен-Симон считает, что только производители имеют право называться подлинными гражданами общества, собственники же - только в том случае, если они трудятся. Производители должны занять главенствующее место в обществе, потеснив военных, рантье и чиновников. В будущем обществе воцарятся абсолютная свобода и полное равенство, этому будет способствовать проповедь "нового христианства" - братства всех людей, любви и милосердия.

Идеи Сен-Симона оказали большое влияние на развитие социальной философии 19 в.; его проект научной организации общественного труда, мысль об обязательности труда, индустриалистская программа были восприняты и развиты в более поздних социалистических доктринах.

Сот. Oeuvres, 1.1-47. R, 1865-78; в рус. пер. - Собр. соч. М.-П., 1923 Избр.соч„т.1-2.М.-Л.,1948.

Лет. Волгин В. П. Сен-Симон и сен-симонизм. М., 1961; FoumelH. Bibliographie saint-simonienne. Р., 1833; Ansan P. Saint-Simon. P., 1969; Sociologie de Saint-Simon. P., 1970.

M. M. Федорова

В начало энциклопедии