Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Ж"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАКОВ

ЖАКОВ Каллистрат Фалалеевич [18 (30) сентября 1866, д. Давпон Усть-Сысольского у. Вологодской губ. - 20 января 1926, Рига] - коми-зырянский философ, этнограф, литератор. В 1896 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета св. Владимира, в 1897 перешел на историко-филологический факультет, в 1899 - на словесное отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, которое окончил в 1901. Оставлен при университете, в 1905 сдал экзамены на степень магистра. Преподавал историю философии, теорию познания, логику на различных петербургских образовательных курсах и в учебных заведениях, в т. ч. в Психоневрологическом институте (1908-17), где получил звание профессора и руководил историко-философским кружком. В 1917 избран профессором Тамбовского университета. В 1919-20 - исполняющий должность профессора философии в Тартуском университете. Создал учение "лимитизм", или "философия предела" (Лимитизм. Лекция 1, 1917), в 1920 организовал в Риге общество лимитивной философии. Пытался дать философскую критику ряда художественных произведений ("Леонид Андреев и его произведения. Опыт философской критики", 1909; "Иван Карамазов. Попытка философского толкования романа Достоевского "Братья Карамазовы"", 1909). Соч.: Теория переменного и предела в гносеологии и в истории познания. СПб., 1904; Принцип эволюции в гносеологии, метафизике и морали. СПб., 1906; Основы эволюционной теории познания (Лимитизм). СПб., 1912; Логика с эволюционной точки зрения. СПб., 1912; Лимитизм. Рига, 1929.

Лит.: КанееС. К. Жаков. Жизнь и судьба. Сыктывкар, 1990; Методические указания и библиографический список трудов Жакова, сост. Л. В. Жакова, А. В. Шабунин. Сыктывкар, 1990.

В. В. Ванчугов

"ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН"

"ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН" (Jacques le fataliste et son Maоtre) - философский роман Д. Дидро. Написан, очевидно, в 1773, при жизни Дидро опубликован не был. Впервые вышел в свет в Германии в переводе Милиуса в 1792; новелла "Месть г-жи де ла Померз" была переведена Шиллером в 1785.1-е французское издание -1796 (рус. пер. 1937). В центре внимания Дидро не столько приключения героев романа, сколько их споры между собою о том, были ли эти приключения необходимыми или случайными, укладывались ли они в цепь неизбежных событий или же осуществлялись в соответствии со свободно выбранными целями.

Жак не случайно назван фаталистом и учеником Спинозы, который учил "не смеяться, не плакать, а понимать": если из определенной причины вытекает одно, вполне определенное следствие и вся бесконечная цепь причин-следствий объединена в "свиток судьбы", то все события человеческой жизни жестко связаны и предопределены, так что "человек... с такой же неизбежностью идет по пути славы или позора, как шар, который обладал бы сознанием, катится по откосу с горы" (Дидро Д. Соч. в Ют., т. 4. M., 1937, с. 398). Подобные рассуждения ведут к выводу об отсутствии в мире случайностей. Однако ситуации, которые все время изображает Дидро, требуют признать факт существования случайностей, хотя и встает вопрос о том, включены ли они в цепь фатума или нет (если все в мире предопределено, то и случайности "предначертаны свыше"). И точно так же, если все события человеческой жизни заданы с неизбежностью, то роптать на судьбу бессмысленно. Однако Жак и плакал, и смеялся, и сердился, и роптал; "он вел себя примерно как мы с вами. Благодарил своего благодетеля, чтобы тот продолжал делать ему добро. Сердился на несправедливого человека" (там же). Когда же хозяин указывал на несоответствие его поведения его же собственным взглядам, Жак отвечал: если судьба предусмотрела все, то она предусмотрела и это несоответствие. Поступки человека в таком случае также кажутся покорностью судьбе, только, говорит Дидро, более удобной и легкой. Человек как будто свободен поступать, как ему заблагорассудится, прежде всего потому, что, не зная, что ему на роду написано, он ведет себя так, как если бы никакого рока не было вовсе: свободные и разумные действия человека как бы вплетены в "великий свиток" судьбы. "Знает ли в этом случае небо, чего оно хочет? Руководим ли мы судьбой или она руководит нами?" (там же, с. 213). "Не ведая, что предначертано свыше, - уверяет Жак, - не знаешь, ни чего хочешь, ни как поступаешь, а потому следуешь своей фантазии, именуемой разумом, или разуму, еще более опасному, нежели фантазия, ведущему то к добру, то к злу" (там же, с. 211). Но тогда оказывается, что добро или зло выбирает сам человек, и поведение его, таким образом, лишено жесткой (фатальной) заданности. Признание "парадоксальности", противоречивости любого решения этой проблемы ставит фатализм под вопрос, очерчивая тем самым границы механистического детерминизма.

Диалог этот получил высокую оценку Гете, Шиллера, Маркса и был признан образцом философской прозы.

Т.Б.Даугач

ЖАН ИЗ MИΡУРА

ЖАН ИЗ MИΡУРА (Jean de Mirecourt, Johannes de Mirecuria) [1310/15, Миркур, Вогезы - после 1347] - французский философ и богослов. В 1344-46 цистерцианец, белый монах, бакалавр коллегии св. Бернара в Париже, толкователь «Сентенций» Петра Ломбардского. Комиссия во главе с папским легатом допрашивала его по сомнительным тезисам его Комментария, и в 1347 он был принужден публично отречься от них перед канцлером университета Роберто деи Барди без права возражать. После этого известен лишь как автор двух «Апологий».

В числе т.н. парижских «англофилов» Жан из Миркура вслед за Оккамом и Брадвардином учил об абсолютной самозаконности божественной воли, часто цитируя Дунса Скота, Р. Холкота, Вудхема, Берлея, Роберта из Галифакса и Томаса Букингема. Задолго до Декарта Жан считал, что наше познание собственного бытия достоверно лишь постольку, поскольку сомнению в нем противоречит наличие субъекта сомнения; в самоощущении нам даны лишь акты познания и воления, и никакой отдельной от них души нет; опыт внешнего мира менее непосредствен и безошибочен, чем опыт Я, поскольку Бог может создать в нас и иллюзорное безобъектное восприятие. Дедуцировать из доступной нам достоверности существование мира, тем более Бога, невозможно, поскольку абсолютная божественная потенция способна нарушить любую логику причинного объяснения, т.е. Бог препятствует тому, чтобы средствами разума доказать его бытие. Комментарий Жана к «Сентенциям» был широко распространен в 14-15 вв.

Сочинения:

Stegmuller F. (ed.). Die zwei Apologien des Jean de Mirecourt. - «Recherches de théologie ancienne et médiévale», 1933, vol. 5, p. 40-78, 192-204.

Литература:

Tessier G. Jean de Mirecourt, Philosophe et théologien. P., 1966.

В.В.Бибихин

ЖАН ИЗ ЖАНДЕНА

ЖАН ИЗ ЖАНДEНА (Jean de Jandun, Johannes de Janduno, Genduno) [1285/86, Жанден, Шампань- 31 августа 1328, Тоди, Умбрия] - французский аристотелик. К 1310 магистр логико-философских наук (artes) в Париже, с 1315 проф. Наваррской коллегии. В 1326-27 буллами Иоанна XXII отлучен как еретик и ересиарх за упорство в требовании отказа церкви от мирской власти вместе со своим учителем Марсилием Падуанским. Нашел защиту у Людовика IV Баварского, сопровождал его в итальянском походе 1327-28, был назначен им епископом Феррары (1 мая 1328) и секретарем-советником двора.

Труды Жана из Жандена имеют форму комментариев и вопросов (questiones) к логике, психологии, физике, метафизике, космологии Аристотеля и Аверроэса (Ибн Рушда). Осужденный церковным судом, он автоматически получил ярлык аверроиста, отрицателя бессмертия отдельной души, сторонника "двойной истины". Но отделимость души от тела согласуется у него с общей тенденцией францисканского августинианства и не исключает индивидуальности интеллекта: тезис Ибн Рущда о единстве всечеловеческого интеллекта (монопсихизм) Жан толкует в тривиальном смысле недостижимости полноты знания (напр., овладения всей философией) для частного ума. Концепция "действующего чувства" (sensus agens) как активного начала эмоционально-когнитивной души, опережающего конкретные ощущения, тоже совпадает с представлением Августина. Жан критиковал Фому Аквшского за подлаживание философии к католическому вероучению и настаивал на неизбежности скачка от научных положений к религиозным догматам, напр., от вечности вещества вселенной к вере в сотворение мира из ничего. "Если кто сумеет доказать это (творение из ничего) в согласии с философскими началами, пусть радуется, ничего не имею против, скажу лишь, что это выше моей способности понимания". В подобных замечаниях Жильсон видел насмешку над верой; по мнению других, Жан повторяет здесь общее место схоластики о невыводимости догматов веры. Его сочинения десятки раз издавались в Венеции между 1473 и 1589. Продолжателем Жана из Жандена стал Ж. Еуридан. Чезаре Кремонини и другие итальянские аристотелики пользовались комментариями Жана в 17 в.

Лит.; MacCIintock S. Perversity and error: Studies on the "Averroist" John fJandun. Bloomington, 1956.

В. В. Бибихин

ЖАН ИЗ МИРКУРА

ЖАН ИЗ МИРКУРА (Jean de Mirecourt, Johannes de Mirecuria) [1310/15, Миркур, Вогезы - после 1347] - французский философ и богослов. В 1344-46 цистерцианец, белый монах, бакалавр коллегии св. Бернара в Париже, толкователь "Сентенций" Петра Домбароского. Комиссия во главе с папским легатом допрашивала его по сомнительным тезисам его Комментария, и в 1347 он был принужден публично отречься от них перед канцлером университета Роберто деи Барди без права возражать. После этого известен лишь как автор двух "Апологий".

В числе т. н. парижских "англофилов" Жан из Миркура вслед за Оккамом и Брадвардином учил об абсолютной самозаконности божественной воли, часто цитируя Дунса Скота, Р. Холкота, Вудхема, Берлея, Роберта из Галифакса и Томаса Букингема. Задолго до Декарта Жан считал, что наше познание собственного бытия достоверно лишь постольку, поскольку сомнению в нем противоречит наличие субъекта сомнения; в самоощущении нам даны лишь акты познания и воления, и никакой отдельной от них души нет; опыт внешнего мира менее непосредствен и безошибочен, чем опыт Я, поскольку Бог может создать в нас и иллюзорное безобъектное восприятие. Дедуцировать из доступной нам достоверности существование мира, тем более Бога, невозможно, поскольку абсолютная божественная потенция способна нарушить любую логику причинного объяснения, т. е. Бог препятствует тому, чтобы средствами разума доказать его бытие. Комментарий Жана к "Сентенциям" был широко распространен в 14-15 вв.

Соч.: Siegmuller F. (ed.). Die zwei Apologien des Jean de Mirecourt.- "Recherches de théologie ancienne et médiévale", 1933, vol. 5, p. 40-78, 192-204. Лит.: TessierG. Jean de Mirecourt, Philosophe et théologien. P., 1966.

В. В. Бибихин

ЖАН ПОЛЬ

ЖАН ПОЛЬ, см. Рихтер И. П. Ф.

ЖАНЕ

ЖАНЕ (Janet) Пьер [30 мая 1859, Париж - 24 февраля 1947, там же] - французский психиатр и психолог. Получил философское и медицинское образование, работал в клинике Гавра и в парижской клинике Сальпетриер. Наблюдения за пациентами легли в основу его концепций подсознательного, психастении и психологического автоматизма.

Работа "Психологический автоматизм" (1889) была итогом его исследований, проведенных в Гавре в 1882-88, где он применял гипноз для лечения истерических пациентов. В отличие от своих предшественников, сводивших психологический автоматизм к физиологическим механизмам, Жане исследует собственно психические феномены, всегда наделенные хотя бы рудиментарным сознанием. Имеются душевные процессы, которые протекают автоматически, независимо от контроля нашего "Я". Наряду со случаями "полного автоматизма" (каталепсия, искусственный сомнамбулизм) Жане указывает на случаи раздвоения личности, "частичного автоматизма", когда психиатр сталкивается с разного рода сочетаниями сознательного и подсознательного. Он обращается "автоматическому письму", практиковавшемуся спиритами для выявления подсознательного материала. Истерические симптомы он связывает с существованием отколовшихся частей личности (подсознательные фиксированные идеи), которые наделены собственной жизнью и способностью к автономному развитию. Их причиной является травматизирующее событие, которое становится подсознательным, а вместе с тем происходит сужение поля сознания. "Психологический анализ" Жане устанавливает патогенную роль "подсознательных фиксированных идей", но основной причиной истерического невроза он признает врожденную слабую "психическую конституцию" невротика. Концепция "подсознательного" Жане оказала несомненное влияние на психоанализ (хотя Фрейд это отвергал) и всю "динамическую психиатрию". Но столь же несомненны отличия ее от психоанализа, причем не только в энергетической трактовке психики. Хотя Жане признавал значительную роль сексуальности в генезисе неврозов, его концепция "подсознательного" не опирается на какую-либо доктрину о детерминации сознания инстинктивными побуждениями. Теории Жане оказали значительное влияние на французскую психиатрию; его учение об "автоматизме" использовалось А. Бретоном и другими французскими сюрреалистами.

Соч.: Neuroses et idées ßxes. P., 1898; Les obsessions et la psychasténie. P., 1902; Les méditations psychologiques, vol.1-3. P., 1919; De l'angoisse à l'extase, vol.1-2. P., 1927-28; La force et la faiblesse psychologiques. P., 1930; Les débuts de l'intelligence. P., 1935; Les troubles de la personnalité sociale. P., 1937; Неврозы и фиксированные идеи. СПб., 1903; Неврозы. М., 1911; Психический автоматизм. М., 1913. Лит.: Роговин М. Пьер Жане.- "Вестник истории мировой культуры", 1960. ¹ б; Eilenherger H. F. The Discovery of the Unconscious. The History and Evolution of Dynamic Psychiatry. N. Y, 1970.

А. М. Руткевич

ЖАНРЫ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЖАНРЫ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в античности. Возникают и развиваются вместе с созданным античной философией институтом школы в качестве одного из инструментов приобретения, сохранения, развития и передачи знания (επιστήμη) И рассмотрения, усвоения и критики мнений (δόξα).

Основная и первая примета всякого профессионального философствования формируется еще в школе древних пифагорейцев: речь идет о систематической работе по толкованию священных текстов, которая у элеатов дополняется систематическим обсуждением отдельных тезисов. Аристотель называет Зенона изобретателем диалектики (фр. 54 Rose), что означает составление специальных рассуждений (λόγοι) на определенную тему. Знания фиксируются в специально отбираемых и создаваемых авторитетных ("священных", сакрализованных) текстах (ispol λόγοι), читаемых профессором в ходе систематических занятий и предполагающих толкование (комментарий) (υπόμνημα, σχόλιον); затруднительные аспекты толкуемого в школе текста рассматривались в монографических толкованиях отдельных вопросов (πρόβλημα, ζήτημα, ερώτημα); мнения (которые наряду с прочим могут извлекаться из тех же самых текстов) рассматриваются и обсуждаются в ходе диспутов (διαλέξεις).

Помимо этого может воспроизводиться сам процесс обсуждения - так возникают диалоги (διάλογος), диатрибы (διατριβή), затруднения (апории) и их разрешения (άπορίαι και λύσεις).

Сводка (επιτομή) того, что уже достигнуто в определенной области знания, вызывает появление рассуждений, трактатов (πραγματεία) и учебников (διδασκαλικός λόγος). Сводка уже существующих мнений дается в доксографических компендиях (составлявшихся по школам, илипреемствам, или по темам), для опровержения мнений пишутся полемические сочинения, для побуждения к знанию и приобщения к нему - увещания и наставления (προτρεπτικός και παραινετικός λόγος). Именно с этими жанрами философской литературы мы и сталкиваемся при изучении античной философии, а с их модификациями - в философской литературе до сего дня. См. также Диалог, Комментарий.

Ю. А. Шичалин

ЖЕГАЛКИН

ЖЕГАЛКИН Иван Иванович [7 июля 1869, Мценск, Орловской обл. - 28 марта 1947, Москва] - логик, математик, педагог. Окончил физико-математич. ф-т Московского ун-та (1893). С 1902 работает в Московском ун-те, в 1911 покидает его в знак протеста против политики министра народного просвещения Л. А. Кассо. Вернулся в 1918 и работал в Московском ун-те до конца жизни. Доцент (1902), профессор (1923), заведующий кафедрой математического анализа (1930), доктор физико-математических наук (1935), заслуженный деятель науки РСФСР (1945).

Научная работа Жегалкина тесно связана с основаниями математики. Его "Трансфинитные числа" - одна из первых монографий по абстрактной теории множеств в отечественной и мировой литературе. В числе первых в стране занимался (с 1927) исследованиями по математической логике. В первой из своих статей Жегалкин осуществил вложение классической пропозициональной логики в арифметику вычетов по модулю 2, указав тем самым чисто арифметическую процедуру разрешения для булевых функций. С тех пор кольцо вычетов по модулю 2 называют также алгеброй Жегалкина. В последующих работах Жегалкина оно расширено до исчисления одноместных предикатов, доказана разрешимость этого исчисления. В 30-е гг. Жегалкин создал научный семинар по математической логике, которым он руководил совместно с С. А. Яновской и П. С. Новиковым.

Соч.: Трасфинитные числа. М., 1907; О технике вычислений в символической логике.- Математический сб., т. 34, вып. 1. M., 1927; Арифметизация символической логики.- Там же, т. 35, вып. 3-4. M., 1928; Арифметизация символической логики (продолжение).- Там же, т. 36, вып. 3-4. M., 1929; К проблеме разрешимости.- Там же, т. 6(48), № 2. M., 1939, с. 185-198; Проблема разрешимости на конечных классах.- Уч. зап. МГУ, вып. 100. M., 1946, с. 155-211.

Лит.: Яновская С. А. Основания математики и математическая логика.- В кн.: Математика в СССР за 30 лет. 1917-1947. M., 1948, с. 11-50; Летопись Московского университета 1955-1979. M., 1979.

3. А. Кузичева

ЖЕРСОН

ЖЕРСОН Жан Шарлье (Jean Charlier de Gerson) [14 декабря 1363, Жерсон, Арденны- 12 июля 1429, Лион] - богослов-мистик и церковный политик. В 1395 сменил своего учителя Пьера д'Айи в качестве канцлера Парижского университета и имел впредь этот титул. Перипетии Великой западной схизмы (1378-1417) вынудили его на время эмигрировать во Фландрию, где он был деканом капитула св. Донациана в Брюгге (1397-1401), позднее в Австрию (1418-19). Участвовал в низложении пап Бенедикта XIII и Григория XII на соборе в Пизе (1409); на соборе в Констанце вместе с Пьером д'Айи защищал в 1414-18 принцип соборности (концилиаризм), выступил против Уиклифа и Гуса. С 1419 удалился от дел в Лион, где после смерти почитался как блаженный.

Среди 400 его сочинений - трактат "О мистическом богословии" (De mystica theologia), стихотворно-прозаическое "Утешение богословием" (De consolatione theologiae) в подражание Боэцию; работы по логике, метафизике, гносеологии; антисхоластические "Два чтения против суетного любопытства" (Lectione duae contra vanam curiositatem); трактат "О праве церкви сместить папу" (De auferibilitate papae ab ecclesia) и другие церковно-политические работы; книга гимнов; учебники для детей. Долгое время Жерсону приписывали "Подражание Христу" Фомы Кемпийского. Опережая Эразма Роттердамского и Вивеса, Жерсон отметает саму проблематику томизма. Он пользуется без разбора тезисами номинализма или реализма, мечтает о здравом богословии, отказе от диалектики в пользу покаянного мистического чувства, питающего душу вниканием в евангельские истины. Личность и труды его имели огромную известность; между 1483 и 1521 вышло 9 полных собраний его сочинений, не считая отдельных изданий. В учении Жерсона о воле Бога как основании этики, в отождествлении греха с запретным находят явную рецепцию оккамизма и предвосхищение этики Лютера. Соч.: Oeuvres complиtes, йd. Glorieus. P.-Nournay, 1961-65. Лит.: MorrallJ. В. Gerson and the Great Schism. Manch., 1960.

В. В. Бибихин

"ЖИВАЯ ЭТИКА"

"ЖИВАЯ ЭТИКА" - серия книг, созданных в 1924-38 в процессе сотрудничества между И. К. и Е. И. Рерих и "Великим Учителем" (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории). Изданы на русском и английском языках в Париже, Нью-Йорке, Риге, Урге, стали основой духовно-нравственного учения в рамках оккультно-теософской традиции знания и эзотерической мудрости Востока. Корпус "Живой этики" включает в себя следующие книги: Листы Сада Мории, т. 1 ("Зов"), 1924; т. 2 ("Озарение"), 1925; Община, 1926; Агни-Йога (Знаки Агни- Йоги), 1929; Беспредельность, ч. 1-2, 1930; Иерархия, 1931; Сердце, 1932; Мир Огненный, ч. 1,1933, ч. 2,1934, ч. 3,1935; Аум, 1936; Братство, 1937; Надземное, 1938. Указанный для каждой книги год обозначает не дату первого издания, а время окончания данной кшгги. Как подчеркивала Е. И. Рерих, сохранение года на титуле книги (несмотря на ее последующие переиздания) имеет принципиально важное значение для "Живой этики". Наряду с этими книгами учение Живой этики представлено также письмами, посланиями и статьями Е. И. и Н. К. Рерих, рядом книг общего теософского содержания ("Тайная Доктрина" Е. П. Блаватской, "Письма Махатм", "Эзотерический буддизм" А. П. Синнета и др.), а также работами учеников и последователей Рерихов (А. И. Клизовского, Р. Я. Рудзитиса и др.). Будучи органическим продолжением восточной теософской традиции, классически выраженной в трудах Е. П. Блаватской, "Живая этика" не отвергает ни одного религиозно-философского учения, полагая, что все они идут из единого источника знания. Воссоздание единой духовной традиции осуществляется в "Живой этике" прежде всего через критику и отбрасывание медиумизма, психизма и подобных им псевдооккультных и магических видов практики. На место медиумического и магического оккультизма, элементы которого были широко представлены в творчестве Блаватской, учение "Живой этики" выдвигает своего рода "этический оккультизм" - развитие духовности путем повседневного нравственного подвижничества.

Лит.: Рерих Е. И. Письма в Америку, 1929-1955. M., 1997; Рерих Е. И., Рерих Η. К., Асеев А. М. Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества. M., 1996. См. также лит. к ст. Рерих Е. И., Рерих Н. К.

В. Н. Назаров

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИЖЕК

ЖИЖЕК (Zizek) Славой [род. 21 марта 1949, Любляна] словенский философ и психоаналитик. Учился в университетах Любляны и Парижа. Сотрудник Института социальных наук (Любляна). В качестве приглашенного профессора сотрудничал с университетами в Париже, Миннесоте, Миннеаполисе, Новом Орлеане, Нью-Йорке, Мичигане.

Предпринял оригинальную интерпретацию и популяризацию творчества Ж. Лакана: в его работах на первый план не столько выходят психоаналитические и собственно философские аспекты наследия Лакана, сколько делается попытка применения его разработок в области социальной критики - от политической практики и теории идеологии до анализа различных феноменов масс-медиа (литература, кинематограф, телевидение, комиксы и т. д.). Основные понятия психоанализа Лакана (реальное, символическое, воображаемое. Другой, фантазм, симптом, наслаждение и т. д.) используются для анализа современной культуры и даже историко-философских реконструкций. Так, в теории идеологии основными становятся понятия идеологического фантазма и идеологического наслаждения; лакановские "графы желания" применяются для анализа социальности, понимаемой в качестве "социального фантазма"; различие между философиями Канта и Гегеля интерпретируется как различие между обсессивной и истерической позициями (понимаемыми, конечно, не в клиническом смысле) и т. п.

Соч.: Le plus sublime des hystériques: Hegel passé. P., 1988; The Sublime bject of Ideology. L., 1989; Ils ne savent pas ce qu'ils font. P., 1990; Looling Awry. Cambr., 1991; Der erhabenste aller Hysteriker. Wien, 1991; Enjoy Your Symptom! N.Y., 1992; Mehr-Geniessen. Wien, 1992; L'intraitable. P., 1993; Tarrying With the Negative. Durham, 1993; Métastases of Enjoyment. L., 1994; The Indivisible Remainder. L., 1996; The Plague of Fantasies. L., 1997; Das Unbehagen im Subjekt. Wien, 1998.

В. Софронов

ЖИЗНЕННЫЙ МИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ"

"ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ" (фр. йlan vital)-термин философии А. Бергсона, впервые употребленный им в работе "Творческая эволюция" (1907); метафора, с помощью которой Бергсон сформулировал ряд важных для него эволюционных идей. Жизнь зарождается в одном центре в силу начального импульса, а затем ее порыв продвигается по множеству параллельных направлений, претерпевая по пути целую серию качественных скачков, подобных взрывам. Из-за сопротивления, оказываемого материей, на большинстве линий порьвв угасает и развитие прекращается, сменяясь круговоротом. Среди направлений движения порыва Бергсон выделяет три основных - чувственность, инстинкт и интеллект, которые приводят, соответственно, к растениям, животным и человеку. В "Двух источниках морали и религии" Бергсона идея угасания "жизненного порыва" легла в основу концепции "закрытых обществ".

И. И. Блауберг

ЖИЗНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИЛЬБЕР ИЗ ПОРРЕ

ЖИЛЬБЕР ИЗ ПОРРЕ - см. Гильберт Порретанский.

ЖИЛЬСОН

ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен (13 июня 1884, Париж - 19 сентября 1978, Оксер) - французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма. Учился в Сорбонне. Автор многочисленных работ по истории европейской философии, академик (1946), профессор Коллеж де Франс, университетов Лилля, Страсбурга (1919-21), Парижа (1921-32), Гарварда. Директор Института средневековых исследований в Торонто (Канада, 1929). С 1921 - основатель и издатель журнала "Etudes de la philosophie mйdiйvale".

Основной задачей своих исследований считал возрождение влияния учения Фомы Аквинского, утверждавшего необходимость гармонии разума и веры, тесного единства философии е богословия. Подобно Маритену, предлагает экзистенциальное толкование божественного бытия: оно предстает чистым актом существования, благодаря которому появляется все многообразие природного и социального мира. В теории сознания Жильсон придерживается умеренного реализма, который предполагает, что состоящие из материи и духовной формы вещи непосредственно постигаются человеком на чувственной ступени познания. В суждении, опирающемся на интуицию бытия, констатируется существование вещи и одновременно выявляется ее сущность, Жильсон создал также оригинальную историко-философскую концепцию. Философы разных эпох и народов по-своему интерпретировали бытие, постигая некоторые первопринципы. В этом смысле историк имеет дело с "вечной философией", никогда не прекращающей собственный путь к бытию. Философские заблуждения есть следствие абсолютизации относительных, неполных представлений о мире и человеке. Уже в античной философии, в трудах Платона, Аристотеля и неоплатоников многое сделано для понимания бытия. Ее синтез с христианством, осуществленный представителями патристики и мыслителями средневековья, Жильсон оценивает как продуктивный шаг, наметивший стратегию единства философии и теологии. Он видит вершину средневековой мысли в учении Фомы Аквинского, а все последующее развитие философии Ренессанса и Нового времени считает процессом, имевшим негативные следствия и приведшим к разладу философско-теологаческой мудрости и науки. Сциентистское поклонение науке, родившееся, на его взгляд, в трудах Декарта и Канта, продолжается позитивистской традицией и имеет противоположным полюсом антисциентизм. Их противоборство составляет важнейшую черту панорамы европейской философии 20 в. и может быть преодолено лишь благодаря возрождению томизма.

Соч.: Разум и откровение в Средние века.- В кн.: Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992; Философ и теология. М„ 1995; Le thomisme. P., 1948; Being and Some Philosophers. Toronto, 1949; Christianisme et Philosophie. P., 1949: The Christian Philosophy in the Middle Ages. L., 1955; Linguistique et philosophie. P., 1969; Etudes médiévales. P., 1983.

Лит.: Christliche Philosophie im katholischen Denken des 19 und 20 Jahrhunderts, Bd. 1-2. Graz, 1988.

Б. Д. Губман

ЖЭНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница