Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
МЕГАРСКАЯ ШКОЛА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, мегарики (οί μεγαρικοί) (4 - начало 3 в. до н. э.) - одна из сократических школ; основана Евклидом из Мегары ок. 400 до н. э. Принято выделять три этапа существования Мегарской школы на основании свидетельства Диогена Лаэртия о том, что ближайших сторонников Евклида называли "мегариками", потом - "эристиками" (от греч. "спорить"), а позднее - "диалектиками", потому что эти философы представляли свои логические аргументы в форме вопросов и ответов (Diog. L. II 106). К "мегарикам" относят Евклида и Стильпона, современника Диодора Крона, к "эристикам" - Евбулида, ученика Евклида и оппонента Аристотеля, к Алексина, к "диалектикам" - Клиномаха из Фурий, Диодора Крона и Филона Диалектика. В современной литературе после работы Седли (Sedley, 1977) "диалектическую" и "мегарскую" школы принято рассматривать отдельно, понимая их как различные "школы" (αί'ρεσις), но одно "преемство" (διαδοχή - термин эллинистической доксографии).

Основное внимание в раннем учении Мегарской школы (Евклид) было сосредоточено на этике (влияние учения Сократа о едином благе) и метафизике (влияние учения элеатов о едином бытии); позднее - на логике ("эристики" и "диалектики"), что также можно возвести к тем же источникам - сократовскому майевтическому методу и парадоксам Зенона Элейского (по Аристотелю, родоначальника "диалектики", fr. 54 Rose). Евклид развивал учение о едином благе, указывая, что для него существует много имен, а противоположного ему не существует; Стильпон отрицал общие понятия и возможность предикативных суждений (по общей формуле "А есть В") за исключением тавтологичных ("А есть А"). Ученик Евклида Евбулид был известен формулировкой логических парадоксов "Лжец", "Куча", "Рогатый" и других.

Основателем "диалектической школы" считается другой ученик Евклида Клиномах из Фурий, "первым написавший о пропозициях (αξιώματα) и предикатах (κατηγορήματα)" (Diog. L. II 112). Школа была известна разработкой 1) логических парадоксов, в т. ч. софистических уловок (Евбулид); 2) модальной логики (Диодор Крон и Филон); 3) теории правильной импликации (Диодор и Филон). Наиболее известен т. н. "главный аргумент" Диодора Крона, согласно которому возможное определялось как то, что истинно или в настоящем, или в будущем. В трактовке возможности Филон отошел от Диодора: по Филону, возможным является все, к чему вещь способна, даже если для осуществления данной возможности существуют неустранимые препятствия, напр.: толща воды мешает увидеть раковины на дне моря, тем не менее, это возможно. В трактовке истинности логической импликации Диодор и Филон также расходились: по Диодору, импликация истинна, только если из истины никогда не следует ложь (импликация как необходимая (модальная) условная связь); по Филону, импликация истинна, только если сейчас из истины не следует ложь, т. е. условные высказывания в зависимости от обстоятельств времени могут менять свою истинность; напр., высказывание "Если сейчас день, то я разговариваю" по Филону истинно, если сейчас действительно день и я говорю, а по Диодору - ложно, потому что как только я перестану говорить, из истины "сейчас день" последует ложь "я разговариваю" (см. SextEmp. Adv. Math. YtII 113-117).

Важны две линии влияния мегарских идей - на Аристотеля и стоиков. В "Метафизике" Аристотель критикует анонимных "мегариков" за неверное учение о возможности (Met. К 3), - если принять, что мегарики разделяли статичный монизм элеатов, они должны были отрицать различие между возможным и действительным. Неоспоримо влияние Мегарской школы на формирование стоической пропозициональной логики (Зенон из Китая учился у Диодора Крона вместе с Филоном Диалектиком). Стоики (прежде всего Хрисипп) и "диалектики" были создателями новой, неаристотелевской, логики, в которой за базовые единицы были приняты не предикаты, а пропозиции (целые высказывания). Стоики также явились преемниками "диалектиков" в учении об обозначаемом (см. Ebert, 1991).

Фрагм.: Döring K. Die Megariker: Kommentierte Sammlung der Testimonien. Amst., 1972; Giannanloni G. (ed.), Socratis et Socraticorum Reliquiae, v. l. Napoli, 1990, p. 375-484.

Лит.: Sedley D. in: Proceedings of the Cambridge Philological Society, n. s. 23, 1977, p. 74-120; Ebert T. Dialektiker und frühe Stoiker bei Sextus Empiricus. Gott., 1991; BarnesJ. Meaning, saying and thinking, in: Dö/ing K., Ebert T. (hrsg.). Dialektiker und Stoiker. Zur Logik der Stoa und ihrer Vorläufer. Stuttg., 1993, S. 47-61.

M. А. Солопова

В начало энциклопедии