Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ДОСТОЕВСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДОСТОЕВСКИЙ

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович [30 октября (11 ноября) 1821, Москва - 28 января (9 февраля) 1881, Петербург] - русский писатель, публицист, мыслитель. По окончании Петербургского Главного инженерного училища в 1844 вышел в отставку, целиком посвятив себя литературе. Первый роман "Бедные люди", изданный Н. А. Некрасовым (1846), принес Достоевскому известность. Благодаря В. Г. Белинскому и под его влиянием примкнул к просветительски-критическому направлению русской мысли. Став сторонником идей, которые впоследствии называл "теоретическим социализмом" в духе системы Фурье, вступил в 1847 в кружок М. В. БуташевичаПетрашевского. В 1849 был арестован, в вину ему вменялось распространение "преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского". Смертный приговор был заменен на эшафоте 4-летней каторгой, которую Достоевский отбывал в Омской крепости, затем служил рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859 получил разрешение поселиться в Твери, затем в Петербурге. Возвращением Достоевского в большую литературу стал роман "Записки из мертвого дома" (1860-61). Объясняя перемены в своем сознании, он указывал на отказ от просветительской "философии среды", обрекающей человека на пассивность, снимающей с него ответственность за собственные поступки и в конце концов лишающей его свободы. Достоевский становится противником распространения в России универсального, общеевропейского прогрессизма и обращается к идее "почвенничества" совместно со старшим братом Михаилом (ж. "Время", 1861-63; затем "Эпоха", 1864-65). Главное содержание этой идеи выражено в формуле: "Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного" (Полн. собр. соч., т. 21, с. 134). Одновременно Достоевский подверг критике Запад, представляющий, по его мнению, безнравственное общество, подменившее свободу "миллионом" ("Зимние заметки о летних впечатлениях", 1863). В Лондоне в 1862 состоялась его встреча с А. И. Герценом. Используя тот же термин, что и Герцен - "русский социализм", Достоевский наполняет его другим, христианским содержанием. Атеистический же социализм, по Достоевскому, принципиально не отличается от буржуазности и потому не может ее заменить. В 1864-72 создает ряд насыщенных философскими идеями произведений - "Записки из подполья" (1864), "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Подросток" (1871), "Бесы" (1871-72), в которых изложены его религиозная философия, христианская антропология, этика.

Мировоззрение Достоевского - это философствование экзистенциального типа, философия человеческого существования. Достоевский, по оценке Л. Шестова, "двойник Киркегора", но его философия-"выжитая философия" (К. В. Мочульский), т. е. пережитая самим автором, сотканная из жизненных переживаний. Вершина философского творчества Достоевского-роман "Братья Карамазовы" (1879-80), последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма (легенда, как ее назвал В. В. Розанов) о Великом инквизиторе. Она посвящена личности Богочеловека-Христа и теме духовной свободы, противопоставленной материальному благополучию и "порабощению хлебом". Монолог Инквизитора направлен на отрицание Христа, веры в человека, его духовной природы, однако он перерастает в свою противоположность и становится "величайшей в мировой литературе теодицеей" (Мочульский). Философским завещанием Достоевского стала речь о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880. Достоевский, веривший во "всемирную отзывчивость" русского человека и считавший ее символом гений Пушкина, настаивал именно на "Бесчеловечности" русского национального идеала и пояснял, что в нем не заключено никакой враждебности Западу. Речь оказала прямое влияние на формулировку Вл. С. Соловьевым русской идеи. Вопреки распространенному мнению, которое разделял 3. Фрейд, Достоевский не был философом пессимизма и отчаяния. Пером Достоевского водила любовь к человеку, любовь более сострадательная, кенотическая, чем эстетическая. -В последнем романе Достоевского идея человеколюбия достигает глубины, не виданной ранее в философской мысли: никакая гармония в мире не оправдана, если на ее последний счет будет отнесена хоть одна слезинка невинного ребенка. Каждая человеческая личность уникальна и невосполнима, но реальный человек редко приближается к идеалу Богочеловека-Христа. В человеческой натуре сложным образом переплетены добро и зло, в его действиях много непознаваемого-капризы, своеволие, свободное хотение и т. п. Сложность, двойственность, антиномизм человека сильно затрудняют выяснение действительных мотивов его поведения. Нравственные искания Достоевского были неотделимы от его религиозных переживаний, от вопроса о существовании Бога, которым он, по его собственному признанию, "мучился всю жизнь". У Достоевского можно встретить как положительные богословские, так и богоборческие суждения, что заставляет очень взвешенно подходить к оценке "символа веры" писателя. Теодицея Достоевского есть вера в абсолютное добро, недостижимое в этом мире, но достижимое в Царстве Божием. У Достоевского она сопрягается с верой в другие абсолютные идеалы - красоту и любовь. В словах князя Мышкина "красота спасет мир" речь идет именно об абсолютно-положительном, идеальном значении красоты. В жизни же красота выступает, по определению Дмитрия Карамазова, как "страшная и ужасная вещь", когда, стремясь к красоте, человек "начинает с идеала Мадонны и кончает идеалом содомским". По мнению В. В. Зеньковского. Достоевский в конечном счете склонялся к мысли о том, что "не красота спасет мир", но "красоту в мире надо спасать" ("Проблема красоты в миросозерцании Достоевского".-В кн.: Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М-, 1997, с. 278).

Достоевский как писатель и мыслителе оказал огромное воздействие на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм), передав ей не какую-то систему идей, а, по словам Г. В. Флоровского, "раздвинув и углубив сам метафизический опыт". Творчество Достоевского относится к высшим достижениям русской национальной культуры. Его хронологические рамки (1840-70-е гг.)-время интенсивного развития русской философской мысли, складывания основных идейно-философских течений. Достоевский принял участие в осмыслении главных философских и социальных устремлений своего времени - от социализма до философии всеединства Соловьева и религиозно-философского проекта Η. Φ. Федорова. В советское время философия Достоевского была в течение длительного времени гл. о. объектом критики. Ее изучение возобновилось в 1960-е гг., причем вначале со ссылкой на авторитет западных мыслителей, высоко ценивших Достоевского (Т. Манн, А, Жид, А. Эйнштейн, Ж.-П. Сартр и др.). Ли

тература о Достоевском существует на всех европейских и многих восточных языках. Соч.: Поли. собр. соч., т. 1-30. Л., 1972-90. Лит.: Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество, т. 1-2. СПб., 1901-1902; Шестов Л. Достоевский и Ницше. СПб., 1903; Розанов β. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. СПб., 1906; Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923; Мочульжий К. В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1947; Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953; Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963; Ллосовкер Я. Э. Достоевский и Кант. М., 1963; Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. М., 1971; Корякин Ю. Ф. Достоевский и канун 21 в. М., 1989; Померши Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990; Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М., 1991; О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991; Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994; Gide A. Dostoïevski. P., 1923; Camus A. Le mythe de Sisyphe. P., 1942; Simmons E. J. Dostoevski. L.-N. Y.-Toronto, 1940; Poggioli Λ The Phoenix and the Spider. Cambr., 1957; Hingley R. Dostoevsky. His Life and Work. L., 1978; Zweig S. Drei Meister: Balzac, Dickens, Dostojewski. Lpz., 1921; Lauth R. Philosophie Dostojewskis in systematischer Darstellung. Münch., 1950; Canloni R. Crisi dell'uomo. II pensiero di Dostoevskij. Mil., 1948; Masaryk T. G. Studie o F. M. Dostojevskem. Praha, 1932. Архивы: РГАЛИ, φ. 212; ИРЛИ, φ. 100, 56; РГБ, φ. 93; ГЛМ, φ. 81. M. A. Маслин

В начало энциклопедии