Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПАРАЦЕЛЬС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПАРАЦЕЛЬС

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевдоним, означающий - выше Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины 1 в. до н. э), настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц - 24 сентября 1541, Зальцбург) - врач и философ, медицинский алхимик, или иатрохимик (от греч. ιατρός - врач), изучал медицину в Германии, Италии и Франции. С 1526 хирург в Страсбурге, профессор медицины в Базеле, был вынужден покинуть Базель два года спустя и долгое время странствовать. С Парацельса берет свое начало немецкая натурфилософия. Учение Парацельса укоренено в платоновско-пифагорейской традиции и в герметизме. Это прежде всего понимание природы как живого целого, с невидимой "звездной душой" (астральным телом), являющейся синонимом мировой души (Spiritus mundi), деятельного начала природы, близкого к аристотелевскому эфиру и квинтэссенции в алхимической традиции. В силу параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса человек, владеющий "арканами" (тайными средствами), способен магически воздействовать на природу Самопознание конгениально природознанию, помогая усмирить силы природы и подчинить их человеку Воображение, согласно учению Парацельса, магически материализует мысль как волю души. Но главное в его деятельности - медико-алхимические (иатрохимические) изыскания, связанные с новыми представлениями о главной задаче врачевания - восстанавливать гармонический порядок в больном организме, нарушенный вторжением в здоровый организм чуждых духов. В здоровом состоянии этот порядок обеспечивается археем - верховньм жизненным духом. Врач - одновременно целитель и тела, и души, и духа.

Человек, согласно Парацельсу, так же, как и металлы, сложен из серы, ртути и соли. Под воздействием медико-лекар

ственной практики алхимическая триада видоизменяется в "пятерику": Парацельс говорит о пяти основных субстанциях, или"ближайших и естественных принципах": сере, ртути, соли, флегме и мертвой голове. Флегма и мертвая голова - субстанции грубые, пониженной духовности. Отсюда иное определение алхимии, как искусства отделения чистого от нечистого путем растворения смесей. Парацельс смешивает, не разделяя, Аристотелевы элементы-стихии с элементами-качествами, прибавляя к ним и пятую сущность - квинтэссенцию, определяющую здоровые вещества (=тела). Изготовление целительных "арканумов" специфических лекарственных веществ, соотнесенных с частями тела, - основной технологический пафос его химии, при этом планетно-зодиакальные флюиды одухотворяют вещественный мир "арканумов". В связи с этим разрабатывается идея "симпатического сродства" веществ; конструируется органо-химическая система, предусматривающая воздействие на пораженные части тела с помощью химических средств. Как иатрохимик, Парацельс разрабатывает "химическую" теорию функций живого организма - в противовес Гелену, лечившему растительными соками. Квинтэссенция предстоит у Парацельса как чудодейственное средство, извлеченное из растений или минеральных сурьмяных, мышьяковых и ртутных препаратов. Трансмутация металлов отодвинута у него на второй план.

В дальнейшем влияние идей Парацельса прослеживается у натурфилософов 17-18 вв. (Я. Б. ван Гельмонта, О. Тахения и др.), Я. Бёме, немецких романтиков (Шеллинг, Новалис). Соч.: The hermetic and alchemical writings, v. l. Hermetic chemistry. L., 1894, в рус. пер: Об оккультной философии.- В кн.: Герметизм. Магия. Натурфилософия в европейской культуре 13-19 вв. М., 1999, с. 130-167.

Лит.: Проскуряков В. Парацельс. М., 1935; Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Каире А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии 16 века. М., 1994; Spunda F. Das \\feltbild des Paracelsus. Wien, 1941.

В. Л. Рабинович

В начало энциклопедии