Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПАПА-ПУНЬЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПАПА-ПУНЬЯ

ПАПА-ПУНЬЯ (санскр. paāpa-puṇya, соответственно - злое, порок и благое, заслуга) - обозначения неблагих и благих действий и их последствий в индийских мировоззренческих текстах, восходящие еще к Ригведе. По «Прашна-упанишаде», благое деяние ведет человека в благой мир, злое - в дурной (папалока), «смешанное» - в мир людей (III.7). В палийских текстах папа-пунья образуют устойчивую оппозицию. Пунья - условие небесного перевоплощения и будущего блаженства, длительность и «объем» которого зависят от накопления заслуги в предыдущем существовании; папа соответственно причина противоположных состояний. Три основных средства аккумуляции заслуги - щедрость, нравственное поведение (шила) и созерцательная практика (бхавана); популярна и схема 10 добродетельных деяний (Дигха-никая III.218, Ангуттара-никая IV.241 и сл.). У вайбхашиков возрастание заслуги объяснимо лишь при допущении своеобразного посредствующего начала между агентом и действием (авиджняпти), производящего незаметные изменения также в «окружающей среде», саутрантики же считали возможным объяснить «компенсацию» и без него. У джайнов папа и пунья относятся к числу 9 субстанций, ответственных за пребывание индивида в сансаре. Они содержатся недифференцированно во фракциях кармической материи, и душа способна модифицировать их, когда они «вливаются» в нее (через асравы): эта модификация зависит от состояний самой души, подобно тому как корова и змея перерабатывают одну и ту же пищу в молоко и яд. В «Йога-сутрах» (I.33 и сл.) два термина означают порок и добродетель, а также соответствующие характеристики кармы, которые «окрашивают» рождение, жизненный путь и опыт индивида в радость и страдание. Согласно ученику Шанакары Сурешваре, «порок» включает в себя и «заслугу», ибо и то и другое закабаляет индивида в сансаре (Брихадараньякопанишадбхашьяварттика IV.3.8). Эта позиция соответствует общеиндийскому трансэтическому пониманию «истинной природы» индивида и его «освобождения».

В.К.Шохин

-------------------

-----------------------------------

ПАПА-ПУНЬЯ (санскр. päpa-punya, соответственнозлое, порок и благое, заслуга) - обозначения неблагих и благих действий и их последствий в индийских мировоззренческих текстах, восходящие еще к Ригведе. По "Прашна-упанишаде", благое деяние ведет человека в благой мир, злое - в дурной (папалока), "смешанное" - в мир людей (III.7). В палийских текстах папа-пунья образуют устойчивую оппозицию. Пунья - условие небесного перевоплощения и будущего блаженства, длительность и "объем" которого зависят от накопления заслуги в предыдущем существовании; папа соответственно причина противоположных состояний. Три основных средства аккумуляции заслуги - щедрость, нравственное поведение (шила) к созерцательная практика (бхавана); популярна и схема 10 добродетельных деяний (Дигха-никая III.218, Ангуттара-никая IV.241 и ел.). Увайбхашиков возрастание заслуги объяснимо лишь при допущении своеобразного посредствующего начала между агентом и действием (авиджняпти), производящего незаметные изменения также в "окружающей среде", саутрантики же считали возможным объяснить "компенсацию" и без него. Уджайнов папа и пунья относятся к числу 9 субстанций, ответственных за пребывание индивида в сансаре. Они содержатся недифференцированно во фракциях кармической материи, и душа способна модифицировать их, когда они "вливаются" в нее (через асравы): эта модификация зависит от состояний самой души, подобно тому как корова и змея перерабатывают одну и ту же пищу в молоко и яд. В "Йога-сутрах" (1.33 и ел.) два термина означают порок и добродетель, а также соответствующие характеристики кармы, которые "окрашивают" рождение, жизненный путь и опыт индивида в радость и страдание. Согласно ученику Шанакары Сурешваре, "порок" включает в себя и "заслугу", ибо и то и другое закабаляет индивида в сансаре (Брихадараньякопанишадбхашьяварттика IV 3.8). Эта позиция соответствует общеиндийскому трансэтическому пониманию "истинной природы" индивида и его "освобождения".

В. К. Шохин

В начало энциклопедии