Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ТАНЬ СЫТУН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТАНЬ СЫТУН

ТАНЬ СЫТУН (Тань Фушэн) (10 марта 1865, Пекин - 28 сентября 1898, там же) - китайский философ, поэт, один из лидеров реформаторского движения кон. 19 в. Организатор "Южного общества просвещения", руководитель Школы математики и естественных наук в г. Люян (1895), главный редактор газеты "Сянбао". Участвовал в подготовке реформа* торами свержения дворцовой группировки противников реформ (1898). После провала заговора казнен.

Создал утопическую философскую систему, источниками которой послужили идеи конфуцианства, некоторые буддийские концепции (в частности, Хуаянь школы) и доктрины индийской философии, а также отдельные элементы западной общественной и естественно-научной мысли, взгляды пер . вых китайских реформаторов (Вэй Юань, Гун Цзычжэнь), Как высший авторитет почитал Конфуция, но полагал, чтоего учение необходимо "преобразовать на современный лад". Высоко оценивал учение Чжуан-цм. Из неоконфуцианских (см. Нтконфуцианство) мыслителей выделял Ван Фучжи к Хуан Цзунси (17 в.). Считал, что многие доктрины Лао-цзы воспитали в соотечественниках безынициативность. Осуждал учение Сюнь-цзы как способствовавшее укреплению авторитарной власти, "притеснению и обузданию народа".

Мир в утопии Тань Сытуна представал в образе некоего абстрактного "равного" (кит. пин дэн, санкср. сама - единство "тела Будды"), что подразумевало всеобщую взаимосвязь и взаимопроницаемость явлений, отсутствие их иерархичности и, как следствие, космическое единство, всеобщее равенство. "Равное", по Тань Сытуну, "не рождается и не умирает", но одновременно "и рождается, и умирает", это всеобщий мировой закон и самая совершенная ступень мирового развития. Оно телесно (материально), но по мере совершенствования мира "может стать духовным". Более зримым и реальным воплощением "равного" является духовное "объединяющее" (тун) начало, которое проявляется через еще более конкретное "гуманное" (жэнь). Последний конфуцианский термин Тань Сытун понимал как "единство я и не-я", "единство я с мировым телом". "Средством объединяющего", условием всеобщего единства служит единая субстанция - итай (эфир). Мировой прогресс представлялся Тань Сытуну восхождением к "равному", тождеством духовности - вплоть до того, что "все живое, в т. ч. сама Земля, в конце концов расстанется со своей телесной оболочкой".

Переломный момент в мировоззрении Тань Сытуна совпал с поражением Китая в войне с Японией (1894-95). Вдохновляясь примером крестьянской войны тайпинов, Тань Сытун обосновывал моральное право на уничтожение тех, кто причиняет страдания народу. Он хотел видеть Китай технически оснащенным, свободным от устаревших конфуцианских моральных норм, мечтал о торжестве принципа полного равенства. Политика реформ, по Тань Сытуну, должна начаться с широкого заимствования научных достижений Запада, технического перевооружения и изменения схоластической экзаменационной системы (кэ цзюй). Социально-политические идеи Тань Сытуна были во многом противоречивы, однако содержащийся в них общедемократический потенциал оказал заметное воздействие на часть китайской революционной интеллигенции в первые десятилетия 20 в.

Соч.: Тань Сытун цюаньцзи (Поли. собр. соч.), т. 1-2. Пекин, 1981; Избр. произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961; An Exposition of Benevolence: The "Jenhsuen of T'an Ssu-t'ung" (transi, by Chan Sin-wai). Hong Kong, 1984. Лит.: Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае. М., 1980, Стабурова Е. Ю. Утопия Тань Сытуна.- В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987; Ян Чжэнвянь. Тань Сытун. Ухань, 1957; Ли Цзэхоу. Кан Ювэй, Тань Сытун сысян яньцзю (Анализ взглядов Кан Ювэя и Тань Сытуна). Шанхай, 1958.

Е. Ю. Стабурова

В начало энциклопедии