Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ

ТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ (греч. μυστήριον, лат. sacramentum) - в христианском сознании священнодействия, во время которых Бог невидимо ("таинственным образом") присутствует в сообществе верующих (в церкви), воздействуя на них посредством ниспослания благодати. Согласно учению Восточно-православной и Римско-католической церквей, сам Христос установил семь таинств - крещение, миропомазание (в католичестве - конфирмация), евхаристию (или причащение), священство, покаяние, елеосвящение (в католичестве - последнее помазание; рус. простореч. - соборование) и таинство брака, - которые совершают канонически поставленные священники. Во многих протестантских деноминациях, возникших в ходе Реформации, традиционное понимание таинств было переосмыслено, результатом чего стало сохранение только крещения и евхаристии и отказ от институционального священства, обладающего прерогативой совершать таинства.

Богословским основанием понятия "церковное таинство" можно считать новозаветное выражение: "великая благочестия тайна (μυστήριον): Бог явился во плоти" (1 Тим 3:16). Соединение во Христе двух природ - божественной и человеческой (см. Христология) обнаруживает возможность "энергетического" воздействия Бога на психосоматическую природу человека, через веру открытому к такому воздействию. Согласно христианскому представлению, Бог не только сотворил мир, но также присутствует в мире своей животворящей силой. Человек сам отказался воспринимать эту силу, впав в грех, суть которого - установка на самодостаточность и, как следствие, отказ от Бога. В результате духовное "питание" человека ограничилось тварными природными энергиями, неспособными обеспечить вечное личностное существование, - и судьбой человека стала смерть. Христос учреждает в мире свою Церковь как сообщество людей, восстановивших общение с Богом, которое осуществляется не только через веру и молитву, но и через церковные таинства. В них люди, отказавшиеся от пути греха, снова воспринимают живительную благодатную энергию Бога, которая становится для них "лекарством бессмертия". Таинства совершаются в церкви каноническими священнослужителями, согласно определенному чину (порядку), чтоявляется их объективной стороной, обеспечивающей им "действительность", или законность. Последняя не зависит от личных качеств или достоинства священнослужителя, поскольку с церковной точки зрения подлинным совершителем таинства является Сам Бог. "Действенность" таинств, с субъективной стороны, определяется состоянием и интенцией самих верующих: раскаянием в грехах, благоговением, желанием и готовностью воспринять благодать Бога и жить согласно его заповедям. В таинстве благодатная энергия Бога оказывается соединенной с веществом этого мира и воспринимается всем существом человека, включая и его тело. Бог, т. о., освящает элементы и стихии мира, которые снова, как это было до грехопадения, становятся средством общения человека с Богом (вода в крещении, масло в миропомазании и елеосвящении, хлеб и вино в евхаристии). В противоположность платоническому дуализму духа и материи, таинства предполагают, что Бог воздействует на целостную духовно-телесную природу человека. Такое понимание церковных таинств означает, что сообщаемая в них бла* издать "объективирована" посредством соединения с веществом, но в то же время не производит никакого эффекта, пока она не "субъективирована", т. е. не воспринята свободно и сознательно человеком, участником таинства. Поэтому, при внешнем сходстве, церковные таинства не могут быть уподоблены магическим действиям. Главным таинством, или "таинством таинств", является евхаристия, т. е. приобщение многих верующих к единым Телу и Крови Христа под видом хлеба и вина. При этом структура евхаристии воспроизводит структуру Церкви как единого Тела, главой которого является Христос, а членами - его последователи и ученики. Регулярно вкушая этот "хлеб жизни", верующие вступают в таинственное общение с Ботом и друг с другом, т. о. преодолевая дезинтеграцию между Богом, человеком и природным миром, причиной которой было грехопадение.

А. И. Кырлежев

В начало энциклопедии